ученый, писатель, организатор науки. Родился в семье поморского
крестьянина-рыбака. Учился в Славяно-греко-латинской академии (173035),
Академическом университете (1736), в Германии (в Марбурге, 173639, и Фрейберге,
173940). В 1741 возвратился в Петербург и начал службу в Академии наук, с которой
связана вся его дальнейшая деятельность. В 1745 профессор химии,
принимает активное участие в работе различных академических департаментов
(истории, географии и др.), первым из академиков начинает читать лекции на русском языке (с 1745). В 1757 назначен одним из советников канцелярии Академии наук,
осуществляет руководство ее учебной и научной деятельностью, много
внимания уделяет Академической гимназии и университету, в 1759 составляет их
устав. Идеи Ломоносова легли в основу создания Московского университета (1755). Всегда
стремясь к практической деятельности, Ломоносов в 1753 основывает первую в
России фабрику мозаики, сам создает несколько мозаичных картин. Всецело
преданный науке, Ломоносов отличался бескомпромиссностью и неуступчивостью,
что создавало ему множество врагов, в полемике с которыми Ломоносов часто
бывал резок. Научное творчество Ломоносова отличалось редким многообразием.
Ученый-энциклопедист, он выступал как химик, физик, астроном, геолог,
географ и т.д., внеся крупный вклад в развитие русской науки. Много
внимания Ломоносов уделял также гуманитарным наукам и литературному творчеству, с
которым в сознании современников и были связаны его заслуги перед
Россией. Он автор ряда исторических сочинений («Древняя российская история от
начала российского народа до кончины великого князя Ярослава
Первого...», 175458, и др.), в которых, в частности, оспаривал
норманскую теорию происхождения русского государства, а также филологических трудов.
В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739), развивая идеи
В. К. Тредиаковского и полемизируя с ним, изложил систему
силлабо-тонического стихосложения в «Кратком руководстве к красноречию.
Книга первая, в которой содержится Риторика» (1748) разработал свод
правил построения художественной речи и предложил теорию тропов. В нее он
включил свои стихотворные произведения и переводы античных и западноевропейских авторов, благодаря чему «Риторика» знакомила читателя с
разнообразными направлениями европейской мысли и литературы. Важную роль в
истории литературного языка сыграло «Предисловие о пользе книг церковных в
российском языке», где, выделяя на основе риторической традиции «три
штиля», Ломоносов разграничивает старославянскую и русскую языковые стихии, систематизирует лексику, определяет стилистическую окраску «штилей» и их
функции. Нормативно-стилистический подход характерен и для «Русской
грамматики» (175557) одной из первых научных книг о русском языке в собственном смысле слова. В своих торжественных речах («Слово похвальное...
государыне императрице Елизавете Петровне...», 1749, «Слово
похвальное... государю императору Петру Великому», 175455 и др.) на
практике воплощал свои теоретические идеи.
Начало поэтического творчества Ломоносова датируется 1739. Писал в разных жанрах, основное место в его творчестве занимали торжественная и духовная оды. В
торжественных одах, посвященных царствующим монархам, Ломоносов рисует эпический
облик России «шестой части света» связанной и с Западом и с Востоком. Образ адресата (монарха) имеет в них характер идеала, к которому
до́лжно стремиться. Важное место в торжественных одах занимают также темы мира («Ода на день восшествия на... престол... государыни Елизаветы
Петровны», 1747) и просвещения, наук. Последняя затрагивалась Ломоносовым и в
других жанрах («Письмо о пользе стекла», 1753). Генетически связанные с
торжественным красноречием, торжественные оды Ломоносова отличаются сложной
образностью и метафоричностью стиля, им свойственны «лирический
восторг» и «парение». К торжественным одам примыкает и неоконченная героическая
поэма «Петр Великий» (175661). В духовных одах Ломоносова развиваются мотивы
страданий человека (переложение псалмов) и одновременно идея гармонии
Вселенной, разумность которой искупает людские горести («Ода, выбранная
из Иова», 174351). В «Утреннем размышлении о Божием величестве» и
«Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого
северного сияния» (1743) соединил проблематику духовной оды с
изложением своих научных теорий. Ломоносов также автор трагедий «Тамира и
Селим» (1750) и «Демофонт» (175051). Литературная репутация Ломоносова была необычайно высока, его сочинения в 18 в. переводились на многие европейские языки.
При жизни Ломоносова в России дважды выходили собрания его сочинений (1751, 175759).
|