).
В стихотворении Юнны Мориц слова но главное — сухость совпадают со слоганом из рекламы прокладок:
Страшно богиня устала сидеть в этой позе,
ноги распухли, болит поясница, но главное — сухость.
Всякий козел молодой сочиняет про самое козье —
здравствуйте, я вас люблю! — но богиня ссылается на тугоухость.
Сердце ее износилось и больше не хочет, спасибо.
Нечего ждать и надеяться не на что. Утро
вечера не мудреней, это шарканье мальчиков — невыносимо.
Слава — не лишняя вещь, но по сути — помада и пудра
масок общественных, мненье причесок, готовых к отклейке
на сквозняках новизны. А поэзия в общем — не тряпка,
чтобы ей модною быть. Да и чаще бросают копейки
просто в реку…48
О какой богине идет речь, не говорится, и стихи эти можно понять в широком контексте культуры, восходящей к мифологии.
Современное словоупотребление тоже неизбежно прибавляет новые смыслы к тем, которые соответствуют авторскому намерению, поэтому совпадение слов но главное — сухость с элементом рекламного текста, как оказалось, случайное, соединяет мифологичность образа с вульгарным слоем языка, углубляя содержание стихотворения.
Слово козел появляется здесь как современное грубое ругательство. Но упоминание козла при изображении богини вызывает ассоциацию с Вакхом, тогда, возможно, богиня — это Деметра, олицетворяющая стихию земли. Многие традиционные обряды, на-правленные на повышение плодородия, имитируют соитие, о подобном намерении молодого козла в тексте и читается: он произносит здравствуйте, я вас люблю и сочиняет про самое козье, то есть физиологическое. В этой ситуации слова главное — сухость приобретают совсем не то значение, которое им придается в рекламе: сухость как симптом старости оказывается причиной, по которой богиня, изображенная Юнной Мориц, не откликается на козлиную пылкость. Имея в виду мифологические аллюзии, можно подумать еще о сухости земли, переставшей быть плодородной.
Рассуждения о славе и поэзии указывают на то, что героиня стихотворения печалится о творческой бесплодности, и присутствие чужой молодости в этом случае бесполезно. Завершение текста Да и чаще бросают копейки / просто в реку с одной стороны, указывает на то, что богиня — нищая старуха, просящая милостыню, потому она и устала сидеть в этой позе. С другой стороны, река противопоставлена сухости. Вероятно, образ реки имеет еще один важный смысл: это державинская река времен, уносящая жизнь. Такое прочтение определяется мотивом моды и утраты ее атрибутов на сквозняках новизны. К этому же мотиву, связанному с изменчивостью жизни, новизной, можно отнести молодого козла и шарканье мальчиков, которое невыносимо.
7. Поэтическое освоение военной лексики.
Следующие три примера показывают, как поэзия осмысляет и осваивает военную лексику.
В стихотворении Виктора Кривулина Письмо на деревню слово бэтээр (аббревиатура наименования бронетранспортер) вовлекается в систему мифологических образов, исторических ассоциаций, интертекстуальных связей:
не казали б нам больше казаков рычащих: «РРРоссия!»
утрояющих «Р» в наказание свету всему
за обиды за крови за прежние крымы в дыму...
бэтээр запряженный зарею куда он к чему
на дымящейся чешет резине
тащит рубчатый след за холмы
а для раненой почвы одна только анестезия -
расстоянье доступное разве письму
в молоко на деревню в туман поедающий домы49