Андрей Вознесенский ЛОНЖЮМО Посвящается слушателям школы
Ленина в Лонжюмо Авиавступпение Вступаю в поэму, как в новую пору вступают Работают поршни, соседи в ремнях засыпают, Ночкой папироской летят телецентры за Муром. Есть много вопросов. Давай с тобой, время, покурим. Прикинем итоги. Светло и прощально горящие годы, как крылья, летят за плечами. И мы понимаем, что канули наши кануны, что мы да и спутницы наши не юны, что нас провожают и машут лукаво кто маминым шарфом, а кто кулаками... Земля, ты нас взглядом апрельским проводищь, лежишь на спине, по-ночному безмолвная. По гаснущим рельсам бежит паровозик, как будто сдвигают застежку на молнии. Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои меня болью пронзили. Россия, я твой капиллярныи сосудик, мне больно когда тебе больно, Россия. Как мелки отсюда успехи мои, неуспехи, друзей и врагов кулуарных ватаги. Прости меня, Время, что много сказать не успею. Ты, Время, не деньги, но тоже тебя не хватает. Но люди уходят, врезая в ночные отроги дорог своих огненные авгографы. Векам остаются кому как удастся штаны от одних, от других государство. Его различаю. Пытаюсь постигнуть, чьим был этот голос с картавой пластинки. Дай, Время, схватить этот профиль, паривший в записках о школе его под Парижем. Прости мне, Париж, невоспетых красавиц. Россия, прости незамятые тропки. Простите за дерзость, что я этой темы касаюсь, простите за трусость, что я ее раньше не трогал. Вступаю в поэму. А если сплошаю, прости меня, Время, как я тебе часто прощаю. • Струится блокнот под карманным фонариком. Звенит самолет не крупнее комарика. А рядом лежит в обпаках алебастровых планета как Ленин, мудра и лобаста. I В Лонжюмо сейчас лесопильня. В школе Ленина? В Лонжюмо? Нас распилами ослепили бревна, бурые, как эскимо. Пилы кружатся. Пышут пильщики. Под береткой, как вспышки, пыжики. Через джемперы, как смола, чуть просвечивают тела. Здравствуй, утро в морозных дозах! Словно соты, прозрачны доски. Может, солнце и сосны тезки?! Пахнет музыкой. Пахнет тесом. А еще почему-то верфью, а еще почему-то ветром, а еще почему не знаю диалектикою познанья! Обнаруживайте древесину под покровом багровой мглы. Как лучи из-под тучи синей, бьют опилки из-под пилы! Добирайтесь в вещах до сути. Пусть ворочается сосна, словно глиняные сосуды, солнцем полные дополна. Пусть корою сосна дремуча, сердцевина ее светла вы терзайте ее и мучайте, чтобы музыкою была! Чтобы стала поющей силищей корабельщиков, скрипачей... Ленин был из породы распиливающих, обнажающих суть вещей. II Врут, что Ленин был в эмиграции. (Кто в н е родины эмигрант.) Всю Россию, речную, горячую, он носил в себе, как талант! Настоящие эмигранты пили в Питере под охраной, воровали казну галантно, жрали устрицы и гранаты эмигранты! Эмигрировали в клозеты с инкрустированными розетками, отгораживались газетами от осенней страны раздетой, в куртизанок с цветными гривами эмигрировали! В драндулете, как чертик в колбе, изолированный, недобрый, средь великодержавных харь, среди ряс и охотнорядцев, под разученные овации проезжал глава эмиграции Царь! Эмигранты селились в Зимнем. А России сердце само билось в городе с дальним именем Л о н ж ю м о. III Этот в гольф. Тот повержен бриджем. Царь просаживал в «дурачки»... ...Под распарившимся Парижем Ленин режется в городки! Раз! распахнута рубашка, раз! прищуривался глаз, раз! и чурки вверх тормашками (жалко, что не видит Саша!) Рраз! Рас-печатывались «письма», раз-летясь до облаков только вздрагивали бисмарки от подобных городков! Раз! по тюрьмам, по двуглавым ого-го! Революция играла озорно и широко! Раз врезалась бита белая, как авроровский фугас так что вдребезги империи, церкви, будущие берии Раз! Ну играл! Таких оттягивал «паровозов»! Так играл, что шарахались рейхстаги в 45-м наповал! Раз!.. ...а где-то в начале века человек, сощуривши веки, «Не играл давно» говорит. И лицо у него горит. IV В этой кухоньке скромны тумбочки, и, как крылышки у стрекоз, брезжит воздух над узкой улочкой Мари-Роз, было утро, теперь смеркается, и совсем из других миров слышен колокол доминиканский, Мари-Роз, я часы его различаю, на ножах неотерт наждак, не стучите, мадам, ключами, я хочу его подождать, здесь он жил как предгрозье тихий, вождь, волжанин и книгочей, очень трудно его постигнуть, не постигнуть еще трудней, прислоняюсь к прохладной раме, будто голову мне нажгло, жизнь вечернюю озираю через ленинское стекло, и мне мнится он где-то спереди, меж торговок, машин, корзин, на прозрачном велосипедике проскользил, или в том кабачке хохочет, аплодируя шансонье? или вспомнил в метро грохочущем ослепительный свист саней? или, может, жару и жаворонка? или в лифте сквозном парит, и под башней ажурно-ржавой запрокидывается Париж крыши сизые галькой брезжат, точно в воду погружены, как у крабов на побережье, у соборов горят клешни, над серебряной панорамою он склонялся, как часовщик, над закатами, над рекламами, он читал превращенья их, он любил вас, фасады стылые, точно ракушки в грустном стиле, а еще он любил Бастилию за то, что ее срыли! И сквозь биржи пожар валютный, баррикадами взвив кольцо, проступало ему Революции историческое лицо, и глаза почему-то режа, сквозь сиреневую майолику проступало Замоскворечье, все в скворечниках и маевках, а за ними фронты, юденичи, Русь ревет со звездой на лбу, и чиркнет фуражкой студенческой мой отец на кронштадтском льду, вот зачем, мой Париж прощальный, не пожар твоих маляров славлю стартовую площадку узкой улочки Мари-Роз! Он отсюда мыслил ракетно. Мысль его, описав дугу, разворачивала парапеты возле Зимнего на снегу! (Но об этом шла речь в строках главки 3-й, о городках.) V Ленин прост как материя, как материя сложен. Наш народ не тетеря, чтоб кормить его с ложечки! Не какие-то «винтики», а мыслители, он любил ваши митинги, Глебы, Вани и Митьки. Заряжая ораторски философией вас, сам, как аккумулятор, заряжался от масс. Вызревавшие мысли превращались потом в «Философские письма», в 18-й том. • Его скульптор лепил. Вернее, умолял попозировать он, перед этим, сваяв Верлена, их похожестью потрясен, бормотал он оцепенело: «Символическая черта! У поэтов и революционеров одинаковые черепа!» Поэтично кроить Вселенную! И за то, что он был поэт, как когда-то в Пушкина в Ленина бил отравленный пистолет! VI Однажды, став зрелей, из спешной повседневности мы входим в Мавзолей, как в кабинет рентгеновский, вне сплетен и легенд, без шапок, без прикрас, и Ленин, как рентген, просвечивает нас. Мы движемся из тьмы, как шорох кинолентин: «Скажите, Ленин, мы каких Вы ждали, Ленин?! Скажите, Ленин, где победы и пробелы? Скажите в суете мы суть не проглядели?..» Нам часто тяжело. Но солнечно и страстно прозрачное чело горит лампообразно. «Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?» И Ленин отвечает. На все вопросы отвечает Ленин. Эпилог В жизни всяко происходило. Но окошками зажжено, как туманная Атлантида, где-то светится Лонжюмо. Там он школе читает лекции. Называет их имена. В темной комнатке лица светятся, как прозрачные семена. Сколько их по земле рассеяно!.. Беспощадно летит Земля. Школа Ленина! школа Ленина! Умирают учителя. Удаляются, не оставив ни дочурки и ни сынка, растворяются, как кристаллы, в битвах, в мыслях, в учениках, в быстрых письмах из СНК, в гидростанциях, в ледоколах... Школа Ленина! Где ты, школа? Где сейчас твои ветераны? Под какими лежат ветрами? Сколько выбито перемолено, школа Ленина, школа Ленина!.. Может, правы эмблемы тех лет, где, как солнечное затмение, надвигался на профиль Ленина неразгаданный силуэт? Хватит! Ленин в крови у времени. Среди строящейся новизны школа Ленина, школа Ленина продолжается, черт возьми! В лонжюмовское помещение умещалась тогда она. Школа Ленина, школа Ленина ей планета теперь тесна! Школа Ленина школа мира. Не примазывайтесь к нему, кто прогресс на костях планирует, полпланеты спалив в войну. Школа Ленина все, что создано, школа Ленина Енисей, школа Ленина это родина с небесами, что нет синей. И когда над Москвою талой, нужный времени позарез, встал по-ленинскому кристальный, точно бритва, Кремлевский дворец, Про пилоны его простые, про зеленый аквамарин если спросят: «Какого стиля?» «Школы Ленина», говорим. • К нему обращаются лицами дети, как к югу глядят все скворечни на свете, в Орловщине, Вязьме, Клину к нему, к нему и философы и фантазеры в итоге приходим, как мастер матерый приходит к простому письму к нему, к нему в эти строки поэмы вступают ночные мартены, сирены, Парижи, Алтаи, вступают в поэму чумазо-рабочик смены, свистят по поэме любимые им снегири несется Земля продолженье поэмы. Поэма летит продолженье Земли. 1962-1963
Предыдущее
стихотворение |