Логоцентричность живописи
Литературоцентричность русской культуры оставила неизгладимый отпечаток практически на всех других видах искусства, включая и те, что изначально вовсе не были склонны к логоцентричности. Особенно явно это черта проявилась в русской живописи: начиная с ее истоков — иконописи — слово так или иначе вторгается в живописное полотно, сначала в форме цитат из Писания на иконах, а позже захватывая и более существенные уровни визуального текста. Расцвет самобытного русского изобразительного искусства приходится на вторую половину XIX века, когда живопись практически полностью освобождается от влияния европейцев и покорного следования их школе. Отчасти это было обусловлено и с актуальными в то время патриотическими настроениями русской культуры, отчасти — с развитием реалистической и натуралистической живописи, неизбежно обращавшей внимание не на красивости в стиле итальянской школы, а на детальное и тщательное изображение местных реалий. В это же время намечается тенденция к созданию большими художниками иллюстраций к литературным произведениям или полотнам на мотивы словесных текстов. К концу XIX века масштабная и сюжетная реалистическая живопись, и без того уже склонная к новеллистичности, практически полностью уступает место иллюстрированию книг и театральным декорациям. Эта эволюция отчетливо проступает в живописи Васнецова, который от изображения русской деревни переходит к полотнам на сказочные, фольклорные темы. Это движение предвещало появление мирискусников, уже полностью погруженных в литературную стихию.
Именно объединение «Мир искусства» — типичное модернистское явление, феномен живописного серебряного века — основным своим занятием сделало иллюстрирование литературных произведений. Главные картины Врубеля — «Демон поверженный», «Демон летящий», «Демон и Тамара» — представляют собой вариации на лермонтовскую тему, графика Добужинского и Бенуа — иллюстрации к Пушкину и Достоевскому, а живопись Головина — не только портреты выдающихся деятелей культуры начала ХХ века, но прежде всего декорации к театральным постановкам Гамсуна, Островского и Лермонтова. Фактически вплоть до наступления эпохи абстрактного искусства русская живопись не могла оторваться от литературы, то следуя ей в основных принципах, то воспроизводя ее образы и мотивы. И только авангард перевернул эту ситуацию, заставив поэзию идти вслед за Филоновым и Кандинским.