Русская поэзия 1960-х годов

Виртуальный двойник

Ключевое стремление человека к самовоспроизведению собственной личности, по доктору Фрейду, суть реализация Эроса (в противоположность Танатосу — воли к смерти, к разрушению). Если принять это положение психоанализа, то получится, что весь Интернет порожден именно этим стремлением создавать свои копии в виртуальном и цифровом пространстве. Ведение блогов, изготовление сайтов и домашних страничек, изощренное искусство уникализации профайлов в веб-два-нольных сообществах есть не что иное как умножение и воспроизведение самого себя в сетевом зеркале. Миллионы любительских фотографий, наполняющих сеть, личные дневники и самовыражение на форумах призвано в конечном итоге многократно подтверждать само факт собственного существования. Эта деятельность присутствует и в обычной жизни, но в Интернете она приобретает исключительную роль: если мы не демонстрируем активно собственного присутствия в виде текстов, фото, аудио или видеозаписей, то нас как бы и нет.

Человеку недостаточно оставаться пассивным созерцателем у компьютерного монитора: Интернет требует взаимодействия и включенности в процесс. Рекламные кампании успешно используют эту жажду деятельности: пусть это будет даже простой клик мышкой в опросе или голосовании, но пользователю необходимо предоставить возможность проявить себя, иначе он уйдет на другой сайт, где сможет быть активным деятелем, а не просто наблюдателем, читателем, слушателем. Агрессивный дидактизм телерекламы сменяется общительной сетевой рекламой, вовлекающей серфера в событийный акт. Успешно совершив клик или оставив собственное мнение, пользователь смелеет и включается в процесс, а там, глядишь, через пару просмотренных страниц, уже заносит сайт в закладки и постепенно превращается в постоянного потребителя. Популярность наиболее посещаемых сетевых сервисов построена на предоставлении такому пользователю пространства для активных действий, для фиксации собственного я со всеми предпочтениями, слабостями и симпатиями. Интернетчика так легко поймать на эту удочку. Дайте серферу сказать — «Киса и Мика здесь были» — и он будет ваш навеки.