Русская поэзия 1960-х годов

Символы Уфы

Любой город в восприятии культурного сознания — сочетание символов, не всегда органичное, но непременно уникальное и неповторимое. Это некий странный остаток явлений истории, культуры, политики, литературы, процеженных сквозь сито памяти. Для каждого города остаток будет свой. Уфа в русской современной культуре ассоциируется с явлениями, не укладывающимися в стройную логичную систему. Здесь и выходец из Уфы, полноправный член питерского Рок-клуба Юрий Шевчук с его «Периферией», и памятник дворнику в человеческий рост, и башкирский национальный герой Салават Юлаев. Где-то на фоне, в качестве декораций, видимых только профессионалам, мелькает родившийся в Уфе Сергей Довлатов. А город между тем живет своей жизнью: создание сайтов в Уфе по уровню не уступает произведениям московских и питерских веб-студий, а мечети не менее интересны, чем в более ориентированных на туризм мусульманских центрах.

Уфимская история — история национального региона в составе Российской империи — стала причиной возникновения в этом городе странной смеси башкирской и русской культуры. Это сочетание практически не было заметным в XIX веке: например, почитаемый в Уфе Сергей Тимофеевич Аксаков (в городе есть его мемориальный дом-музей) фактически никак не испытал на своем творчестве влияния национальной специфики этого места. Родившись в Уфе, он довольно скоро уехал оттуда, как и Михаил Нестеров, для которого детство, проведенное в этом городе (а Нестеров жил здесь до 12 лет), оказывается связано с традиционным русским жизненным укладом. Эпоха «столичной» и «поместной» дворянской культуры становится причиной того, что индивидуальное и специфическое практически не замечается. Фактически башкирское начало постепенно вырисовывается только в ХХ веке, с момента, когда на балетной сцене начинает блистать Рудольф Нуриев — символ не только русского балета, но и «экзотический» танцовщик. А для конца ХХ века таким русско-башкирским героем времени становится Земфира Рамазанова, в популярности которой башкирские корни сыграли не последнюю роль.

Но в сухом остатке все равно случайные символы и ассоциации, необязательные и не фиксирующие сути, как в стихотворении Александра Кушнера, где Уфа возникает как телефонная помеха и странно звучащее имя:

— Вам звонят из Уфы. — Перерыв. —
Плохо слышно, увы. — Перерыв. —
Все архивы Уфы перерыв,
Не нашли мы, а вы? — Перерыв.