Пейзаж в традиционном искусстве Китая
Китайская школа живописи является одной из старейших традиционных школ живописи в мире. Самые ранние образцы китайской живописи имели чисто декоративное назначение, например, широко известно, что посуда Каменного века, найденная в Китае, часто разрисована геометрическими фигурами, а иногда и изображениями животных. Лишь в эпоху Войны Царств (403-221 до н.э) китайские художники начали превносить свое видение в картину окружающего мира. С тех пор китайская живопись стремится выразить сущность рисунка, показать характер, внутреннее движение в своих произведениях.
Пейзаж получил развитие в Китае и развился в самостоятельный жанр в поздний период династии Тан (в 900-х годах н.э.), как результат стремления китайских художников избежать общения с грубой повседневностью, и воссоединиться с природой. Такие изображения часто передавали также определенную социальную, философскую, и политическую позицию художника: поскольку династия Тан распадалась, возврат в естественный мир природы стал в это время главным для многих поэтов и живописцев. Общество в этот период не нуждалось в произведениях искусства, что вынуждало людей искусства искать постоянство в пределах естественного мира, отступая в горы, чтобы найти прибежище от хаоса династического краха.
В ранней стадии последующей эпохи Пяти Династий изображения природы получили дальнейшее распространение, и жанр пейзажа выделялся и подчеркивался в школах живописи тех лет. Кстати, именно в это время появился новый вид китайской живописи, который использовал каллиграфическую манеру письма: одноцветные и лаконичные изображения старых деревьев, бамбука, скал, созданных художниками этого исторического периода, стали эмблемами их характера и духа.
В период династии Юань множество образованных китайцев оказались лишены гражданских прав, что привело к развитию некой альтернативной культуры: в это время появляются произведения, в которых разделенные культурные идеалы затворнического мира передаются через символы. Это время расцвета "окультуренного пейзажа", в котором объединились более ранние стили каллиграфической живописи; художники создавали произведения, используя старую технику, и в то же время, выходили за рамки, очерченные старыми мастерами. Живопись больше не была простым описанием видимого мира; она становилась средством передачи внутреннего мировоззрения художника.
Следующий период, династия Мин, в очередной раз изменил традиционное искусство Китая: в это либеральное время появляются произведения, созданные в консервативном стиле, и в то же время полные самовыражением художника. Типичные примеры работ этого периода являются произведения патриарха школы Ву провинции Сучжоу, Шэн Жоу (1427–1509), а также его последователя Вэн Женмин (1470–1559). Оба эти художника, кстати, не придавали никакого значения собственному продвижению по социальной лестнице, а посвятили свою жизнь самосовершенствованию, игнорируя официальную карьеру, принятую в то время.
В ранние годы Манчжу Кин, период, в который много лоялистов эпохи Мин жили в самопринужденной отставке, часто испытывая недостаток в доступе к важным собраниям мастеров старых школы, лоялистские художники черпали вдохновение в естественной красоте местного пейзажа.
Изображения природы остались мощным источником вдохновения и для современных китайских художников. В то время как ланшафты Китая были преобразованы тысячелетиями воздействия человека на природу, искусство Китая всегда было тесно переплетено с изображениями естественного мира. Рассматривая китайские картины в жанре пейзажа становится ясно, что китайские описания природы являются не просто представлениями внешнего мира. Скорее они - выражения души и сердца художников, которые воплощают свою древнюю культуру.
Шэн Жоу (1427–1509) "Поэт на горной вершине"
Вэн Женмин (1470–1559) "Сады Сучжоу"
Иллюстрации предоставлены сайтом "Шелковый кот" ©