Времена года и миграции туристов
У большинства туристических местностей есть свое время года, когда это пространство становится особенно привлекательным для путешествующих. В основном эти географически-сезонные предпочтения выстраиваются на основе культурных стереотипов, сформированных литературой и традициями, а вовсе не здравым смыслом. Например, идея «зимы в Венеции» возникает в конце ХХ века в интеллигентской среде — прежде всего под влиянием европейского кинематографа — фильма Лукино Висконти по новелле Томаса Манна и венецианских текстов Иосифа Бродского. Ежегодно проводимое Броским рождественское время в венецианской лагуне — пустынной, заснеженной и ирреальной — становится своеобразным новым символом и атрибутом Венеции для русской культуры. Точно так же для российских туристов общеизвестна истина, что отдых в июне может быть проведен только в Петербурге: белые ночи становятся не столько географической приманкой, сколько временной, и локализуются именно в этом месяце (хотя на самом деле они длятся до августа).
Другие сезонные туристические предпочтения связаны с офисно-праздничным календарем и временем года, предполагающим определенные виды развлечений. Зима и новогодние каникулы — время традиционного всплеска интереса к северным странам, отдых в мае, обычно затягивающийся у менеджеров среднего и высшего звена на две недели, неизбежно связывается с самыми теплыми южными странами и районами, где уже можно загорать и купаться. Неизменность потребительских предпочтений превращает работу туристических фирм в годовой цикл, когда заготовленные программы четко рассчитаны на уже привычные и ожидаемые сезонные запросы. В этом смысле функционирование турфирм и туристическая деятельность строится по архаическому принципу циклического времени, когда одно и то же повторяется из года в год, и только усилия pr-менеджеров способы как-то разнообразить приевшиеся названия туристических программ. Традиционный шоппинг в столицах моды, попытки поймать летнюю хорошую погоду для поездок по городам России, Золотое кольцо и Петербург Достоевского в школьные каникулы, майско-сентябрьский Крым — все эти маршруты давно накатаны и апробированы, и лишь изредка к ним добавляются экзотические программы для туристов, которые были уже везде.