Офисный дизайн
Девяностые годы привнесли в Россию новые интерьерные веяния. Многочисленные новообразовавшиеся фирмы (из бывших кооперативов и домашних частных производственных предприятий) стали снимать офисы и обустраивать их «под бизнес». Эти реликты офисного дизайна в некоторых местах сохранились до сих пор. Обычно это некие выкупленные квартиры в центральных районах, захламленные до невозможности, неприспособленные для жизни, но более-менее позволяющие организовать мелкое производство, обустроить место для секретарши и бухгалтера, а также парочку рабочих мест для изредка забегающих сотрудников по продажам. Обычно здесь же расположен склад (если фирма занимается продажей не слишком габаритных товаров) и ремонтная мастерская. Все это в совокупности не слишком похоже на офис: давно не ремонтировавшееся помещение, пол которого покрыт сетевыми проводами (давняя попытка создать локальную сеть), полупустые шкафы, разбросанные по столам папки с бумагами вперемешку с деталями неизвестного предназначения. Тем не менее именно эти сложно организованные пространства деловые люди гордо именовали «офисом», «фирмой», «конторой».
В начале 2000-х годов выжившие после кризиса фирмы постепенно приводили в порядок свои помещения: это становилось делом престижа. Евроремонт, новая оргтехника, модная мебель, офисные сейфы в Москве, а затем и по всей России стали обязательным пространственным обрамлением любой деловой активности — будь то продажа туристических путевок или заправка картриджей. Фирмы, отклоняющиеся от общего, внезапно возникнувшего стандарта офисного дизайна, вызывали изумление и у партнеров, и у клиентов. Изумление, которое могло быстро и легко превратиться в недоверие к солидности и надежности компании. Лишь редкие представители класса бизнесменов отваживались не уделять внимания и средств оформлению помещения, призванного играть роль офиса. Вселяясь в новое арендованное пространство или реорганизуя старое, фирма считала своим долгом привести его в соответствие с нормами, сложившимися стихийно в это время. Интуитивно понимаемые стандарты и правила, по которым создавалось офисное помещение, стали настолько жесткими, что впервые попавший в офис посетитель далеко не сразу мог сообразить, чем же занимается фирма и туда ли он попал: дизайнерская студия, турфирма и агентство по недвижимости внешне различаться перестали.