На праздник как на работу
Азиатские корпорации давно и активно используют прием, позволяющий обеспечить слаженность работы в коллективе фирмы: совместное проведение выходных и вечеров после рабочего дня. Воспринимая корпорацию как большую и дружную семью, южнокорейские офисные работники, например, не только обязательно обедают вместе, но и вечерами отправляются отдыхать все вместе. Этот отдых включает последовательное посещение ресторана, пивной, а затем караоке-бара — так, что большинству из них, полностью отдавшихся корпоративной жизни, приходится ночевать в специально для этого предназначенных корейских банях, чтобы утром вовремя предстать на рабочем месте. На Западе, где к работе все же относятся не настолько маникально, корпоративные праздники тем не менее тоже стали непременной частью рабочих будней: участие в них обязательно, и отлынивающий может быть расценено как неуважение к компании.
Нельзя сказать, чтобы для России этот прием был абсолютно чуждым: изредка и в советских конструкторских бюро устраивались Дни физкультурника, а на фабриках централизованно организовывались культпоходы в театр, но все же в этих праздниках не было сознательно культивируемого корпоративного духа (если мы не говорим, конечно, об идеологических мероприятиях вроде обязательной демонстрации в праздники). С приходом на российский рынок труда западных компаний организация праздника в Петербурге или Москве для сотрудников соответствующих филиалов стала распространенным явлением.
Однако реакция российских сотрудников на эти мероприятия существенно отличается от южнокорейского энтузиазма. Во-первых, большинство наших трудящихся вовсе не стремятся проводить в корпоративной компании свое свободное время. Во-вторых, не слишком опытные специалисты отделов персонала не сразу нашли оптимальные способы проведения праздников в Петербурге. Совместные выезды на природу хоть и скрепляют коллектив, однако сложно угадать с погодой; офисные девушки не всегда жаждут играть в дартс или пейнтбол; а корпоративное посещение ресторанов трудно превратить в мероприятие, способствующее поддержанию коллективного духа. В-третьих, организация такого праздника требует существенных затрат, на которые не всегда готово идти руководство компании, и малобюджетное мероприятие выливается в недовольство и жалобы ненапраздновавшихся сотрудников.
К тому же скепсис нормального петербуржца или москвича, впитавшего с молоком матери неприязнь к идеологическому единению, мешает создать необходимый корпоративный пафос, идея которого столь лелеема в руководствах по HR. Более или менее пристойно получаются разве что «естественные» праздники вроде Нового года, 23 февраля или 8 марта: они как раз вполне соотносятся в российском сознании с необходимостью празднования их в рабочем коллективе.