Русская поэзия 1960-х годов

Пародии на классическую живопись

Для искусства соц-арта классическая живопись является предметом обыгрывания, издевательства и нежной любви одновременно. Парадоксальным образом картины Саврасова, Репина, Левитана и многих других передвижников, попав в школьные учебники, становятся не просто частью советской культуры, а наиболее яркими ее представителями. Советская живопись в массе своей, видимо, не оказывает такого сильного воздействия, а вот сюжетные полотна русской живописной классики и мирные передвижнические пейзажи, многократно растиражированные в советское время, запечатлеваются в памяти и становятся расхожими массовыми клише. Именно с этими клише и штампами и работает соц-арт.

Одной из первых жертв творческого тандема Комар и Меламид стало знаменитое шишкинское «Утро в лесу», медвежата которого были особенно любимы советской культурой и воспроизводились в самых разнообразных форматах — от учебников до конфетных оберток. В коллаже Комара и Меламида они превращаются в довольных мультяшных поросяток.

Живопись Репина, самого почитаемого классика (прежде всего за изображение униженных и оскорбленных), привлекает внимание и пародистов из официальной культуры, и современных любителей Фотошопа. Картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» как будто провоцирует на обыгрывание: вспомним фильм Гайдая «Иван Иванович меняет профессию», где один из кадров сценографически отсылает к композиции картины Репина, или современный коллаж, обошедший все форумы, под красноречивым названием «Иван Грозный, едва не убивший своего сына» и с не менее красноречивым визуальным перифразом.

Самой популярной картиной Серова стала невинная «Девочка с персиками». Именно она становится основным претекстом поэмы Андрея Вознесенского «Девочка с пирсингом» (Вознесенский вообще очень любит такую звуковую игру с именами и названиями, воспринимая любое звуковое сходство — как смысловое и существенное для понимания), а чуть позже порождает сетевую визуальную вариацию, при первом взгляде на которую не понимаешь, что, собственно, здесь «не так», а через секунду, поняв, уже не в силах сдержать смех.