Русская поэзия 1960-х годов

Встреча по одежке, или Любовь к красивым пакетикам

Пару лет назад по русским блогам прокатилась волна недоумения: сразу несколько блоггеров обратили внимание на то, как много появилось людей с фирменными пакетами магазина «Рив Гош». В метро, на улицах, в магазинах с этими пакетами шагали прохожие, в которых по возрасту, полу или внешнему виду никак нельзя было заподозрить постоянных клиентов этой фирмы. Неизвестно, чем было вызвано такое массовое распространение пакетов, однако свою роль они сыграли: бренд «Рив Гоша» фиксировался в памяти и бессознательно активизировался каждый раз — особенно у тех, кто, прочитав пару заметок в блогах, невольно начинал обращать внимание на эти пакеты.

Наблюдая за этим весьма незначительным эпизодом из жизни Рунета и оффлайна, можно представить, насколько любая мелочь — даже печать пакетов — из традиционного рекламного арсенала может заиграть в умелых руках пиарщика. Вполне вероятно, конечно, что «Рив Гош» вовсе не планировал устраивать акцию вирусного маркетинга, однако отделу пиара грех было не воспользоваться представившимся случаем.

Маркетинговую силу упаковки бренды оценили только в последние годы: совсем недавно символическим изображением удачного похода по магазинам была женщина в сопровождении мужчины, наполовину скрытого коробками и коробочками, которые он покорно тащил. Сегодня в клипартовых базах шопоголик — это девушка на тонких каблучках, в обеих руках сжимающая ручки десятка бумажных пакетов. Заказ пакетов с собственным логотипом и названием фирмы стало расхожим маркетинговым ходом, который безусловно себя оправдывает: красивый бумажный или пластиковый пакет жалко выбросить, хотя уже давно прошли советские времена, когда пластиковые пакеты из-под продуктов стирали и многократно использовали.

Для обычного покупателя пакетик с тиснением «Christian Dior” или “Lancome” часто становится предметом гордости и нежной любви: в романах Софи Кинселы о шопоголике героиня не в силах выбросить фирменные пакеты, испытывая непреодолимое влечение не только к брендам, но и к миленьким пакетикам.

Производство бумажных пакетов для праздничных подарков — отдельная история: здесь продавцы используют уже не столько влечение покупателя к брендам, сколько устоявшееся представление о том, что подарок должен быть красиво упакован, даже если (или особенно если) внутри пакетика скрывается какая-нибудь безделица. Пакет с веревочными ручками из оригинальной бумаги и с ярким «праздничным» рисунком в таком случае становится непременным атрибутом подарка. Неужели кто-то может выбросить в ведро такой красивый пакетик?