Первая позиция
Обычный пользователь сети не подозревает, какая ведется борьба, какие страсти и какие усилия затрачиваются для того, чтобы Яндекс, Google или Rambler при его непритязательном запросе «пластиковые окна» выдавали набор определенных ссылок на первой странице поисковой выдачи. Серфер давно уже научился распознавать баннерную и контекстную рекламу и не доверять ей. Но в честность Яндекса он, наивный обитель сети, все еще верит, не зная всей подоплеки поисковой оптимизации сайтов и длительный ритуалов камлания с бубном над сайтами, предлагающими окна или автомобили. Честная реклама в Интернете не скрывает собственной проплаченности, а вот стоимость оптимизации сайта окупается тем быстрее, чем больше она скрыта от пользовательского внимания. Доверчивый покупатель кондиционеров или жаждущий застраховать свою машину автомобилист уверены в том, что беспристрастный Google выдал ему на первой странице действительно наиболее релевантные и уважаемые сетевые страницы, посвященные объекту его поисков. Однако для того, чтобы сайт появился в первых строчках поиска, потрачено иногда гораздо больше денег и сил, чем для откровенной рекламы.
Часто пользователи поисковых систем недоумевают: в ответ на их запрос они получили уйму страниц, ни одна из которых не содержит ключевого слова, вбитого ими в окно поиска. Как это получилось? Или Яндекс выдает им кучу мусорных страниц, не содержащих никакой полезной информации. Пользователь расстраивается, закрывает скачущие перед глазами поп-апы и уходит проверять почту, теряя доверие к поисковой системе. Ему невдомек, что дело здесь не в глючности Яндекса, а в ухищрениях черных или серых оптимизаторов, обнаруживших в алгоритме поисковой системы очередную брешь и устремивших туда все силы своих скриптов. Борьба между поисковыми системами и оптимизаторами — это сражение драматическое, битва умов и кода. Одни пытаются привлечь внимание к своим сайтам и заработать денег, другие стоят на страже релевантности выдачи и считают, что реклама должна быть честной, не скрывающей собственной коммерческой сущности. А бедный пользователь тем временем, наглядевшись на бред и сумятицу в выдаче, в итоге вбивает в адресную строку урлы тех сайтов, которые у него на слуху…