Русская поэзия 1960-х годов

Иллюзия музея

Существует две сложившиеся в ХХ веке точки зрения на сущность музея. Одна из них, просветительская концепция Андре Мальро, полагает музей культурным достоянием, которое должно быть открыто всему человечеству. В любой точке мира, любой человек должен в идеале иметь возможность увидеть картины Леонардо да Винчи, Рафаэля и Ботичелли. Для этого — с точки зрения Мальро — необходимо создание некоего виртуального музея, «музея без стен», то есть собрания фоторепродукций, которое сможет охватить гораздо большее пространство искусства, нежели обычный музей. Для Мальро произведение искусства, таким образом, может легко существовать и без своего материального воплощения, лишь в своей виртуальной копии, и наше восприятие смысла живописного текста от этого не изменится и не пострадает.

Вторая точка зрения, изложенная Вальтером Беньямином в его книге «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», основана на представлении об уникальности шедевра и невозможности восприятия его смысла в отрыве от оригинала, подлинника, которого касалась рука мастера. Дематериализация живописи Веласкеса, «пересказ» его полотен средствами фоторепродукции приведет не только к утрате нашего пиетета в отношении к нему, но уничтожит ауру уникальных произведений, существующих только в единственном экземпляре. И дело здесь не только в маникальности коллекционеров, ценящих подлинник, но в самом смысле существования музея, как видит его современная культура: хранить истоки, первоначало, вещи, на которых есть отпечаток руки художника. Оправдано ли это стремление к первоистокам или это очередная иллюзия?

Действительно, какая разница между картиной Караваджо из собрания Лувра и ее репродукцией, воспроизведенной с помощью новейших технологий и даже для профессионального глаза ничем не отличимой от подлинника? Не зная, что перед нами копия, меньше ли мы восхищаемся работой мастера, испытываем ли меньший восторг, хуже ли понимаем смысл картины? Не возникает ли эта аура, эта магия подлинника только из нашего убеждения, что мы стоим перед истинным шедевром?