Лингвистика поисковых запросов
Специфика сетевого пространства и законы его существования радикально видоизменяют формы привычной человеческой жизни, если она протекает в сети. Это касается и общения, и образования, и бизнеса, и рекламы. Попадая в сеть в поисках информации, мы неизбежно попадаем в зависимость от сетевых механизмов поиска и структурирования данных, которые действуют иначе, чем в оффлайне. В сети меняются принципы функционирования информации — и меняются языковые законы, меняется сам язык. Даже в том случае, если мы ищем электронный вариант обычного текста (будь то инструкция по использованию принтера или роман Достоевского «Преступление и наказание»), используемые нами приемы поиска будут существенно отличаться от тех, которые мы могли бы задействовать в обычной жизни. Так сеть постепенно формирует и новое направление в лингвистике, изучающее специфический сетевой язык, и новый способ рекламирования продуктов и услуг, получивший название «продвижение сайта», и новые формы общения.
Общение человека с компьютером, как уже стало очевидно, строится по иным законам, чем контакт человека с другим человеком. Если первое время, работая с поисковыми системами, пользователь пытался говорить с ними на естественном языке (задавая вопросы типа «какова глубина Белого моря?»), то с опытом он научился вбивать в поисковое окно короткие и емкие слова и словосочетания, формулировать понятный системе запрос. «Естественный язык», которому до сих пор при всех стараниях так и не научили ни Яндекс, ни Google, сменяется языком «ключевых слов», который существенно отличается от естественного русского языка и лексико-семантическими полями, и законами согласования элементов, и орфографией, и пунктуацией. Формируемый таким образом в результате взаимодействия человека и компьютера язык является компромиссом между естественным языком и «компьютерным».
В свою очередь этот «компромиссный» язык получает дальнейшее распространение, становясь основой продвижения сайтов в сети. Монопольное положение в сети поисковых систем и устойчивый скептицизм пользователя по отношению к любой неприкрытой рекламе приводят к тому, что поисковое продвижение — то есть оптимизация и раскрутка сайтов под язык поисковых запросов — становится гораздо более эффективным методом, нежели контекстная или баннерная реклама. Используя анализ поведения пользователей и поисковые запросы, веб-мастера и владельцы коммерческих ресурсов вынуждены оптимизировать тексты на своих сайтах в соответствии с поисковыми запросами. Так сетевой язык, образующийся в результате взаимодействия между человеком и машиной, постепенно распространяется в пространстве Интернета.