Русская поэзия 1960-х годов

Живой лабиринт

Лабиринт — одна из универсальных схем искусственной организации пространства, встречающихся практически во всех архаических культурах. Египет, Перу, Греция, Англия, Индия, Суматра — места, где обнаруживаются каменные лабиринты эпохи палеолита. Создание лабиринта — это самый ранний в культуре, мистический ландшафтный дизайн, который был необходим для проведения обрядов перехода, а возможно, как следует из некоторых трактовок, имел отношение к ритуальным танцам. Загадка, спрятанная внутри лабиринта, как и опасности, подстерегавшие путника в его изгибах, были неотъемлемыми элементами ритуалов инициации, пройдя через которые, испытуемый получал возможность изменения своего социального статуса. Путешествие по лабиринту в архаике означало нисхождение в подземный мир, то есть символическую смерть неофита.

Европейская культура средних веков, сохраняя по большей части смутные представления о лабиринте как о сакральной конструкции, тем не менее активно использует эту форму ландшафтного дизайна в развлекательных целях. Средневековые лабиринты, творения эпохи барокко в Англии и Франции — это уже не каменные строения, а живые изгороди из кустарников. Живой лабиринт устроить было гораздо проще и легче, чем каменный, а находиться в нем гораздо уютнее. Такие живые загадки при дворах европейских монархов или в усадьбах аристократов выполняли роли развлечения для гостей, и в культуре нового времени лабиринты воспринимаются по большей части не как мистические пространства, а как куртуазные. Поэтому в центре европейских лабиринтов обычно находилось не пустое пространство для встречи с самим собой или божественной сущностью, а беседки для амурных утех.

Посадочный материал, который используется в новых европейских лабиринтах, — это тисовое дерево, граб (знаменитый лабиринт в Хэмптон-Корте), можжевельник и другие декоративные кустарники, реже — высокие деревья (в Ялте, например, недавно был создан лабиринт из лавра). Создатели средневековых и барочных лабиринтов при выборе кустарников ориентировались не столько на красоту и удобство, сколько на сакральную символику, связанную с тем или иным видом растений: например, тис — символ бессмертия, дерево, растущее у входа на кладбище, поэтому выбор именно его в качестве посадочного материала обусловлен архаическими функциями лабиринта.