Сейчас versus потом
Современный человек нетерпелив и не любит ждать. Особенно не любит ждать покупатель, которому непременно, здесь и сейчас нужно обладать приглянувшимся ему гаджетом. Магазины, которые не могут удовлетворить жажду обладания в момент ее возникновения, предлагая заказать или оставить заявку, рискуют утратить покупателя: он уйдет, даже не будучи уверен в том, что в соседнем магазине получит желаемое сразу. Отложенная покупка разжигает покупателя только в том случае, если дело касается исключительно уникального и недоступного простому смертному предмета. Если же речь идет об обычных бытовых вещах, то между осознанием необходимости в них и покупкой должно проходить как можно меньше времени.
Это в XIX веке Акакий Акакиевич мог месяцами откладывать сбережения в надежде заполучить вожделенную шинель, нынешний же обыватель не выносит ожидания, даже если ему не хватает средств для покупки. Гениальное изобретение банковской системы ХХ века — кредит без залога и поручителей, который можно получить прямо в магазине, как нельзя больше отвечает логике действий современного потребителя. Не способный к ожиданию и накоплению, он осознает, что отдаст в результате за покупку больше, чем просит за нее магазин, но не в силах устоять перед соблазном немедленного приобретения. Интересно было бы сравнить, например, статистику продаж торговых точек с примерно равными показателями при условии, что одна пользуется услугами кредитных агентов, а другая — нет.
Банки давно уже нежно любимы нетерпеливыми покупателями: гораздо более, чем ростовщики XIX века. Раньше к ростовщикам прибегали в крайних ситуациях, в обстоятельствах, когда больше идти было некуда, им отдавали последнее. Сегодня же покупательский кредит или кредит наличными — распространенная услуга, которой пользуются и вполне обеспеченные люди. Деньги, отношение к ним и их хождение существенно изменились за последнее время: проще, выгоднее и приятнее переплатить и получить все здесь и сейчас, чем ждать, откладывать, копить.