Чайники и компьютеры
Компьютер для гуманитария обычно представляется неким «черным ящиком»: что происходит внутри — непонятно, ткнешь мышкой — жужжит, ничего не делаешь — жужжит еще больше. Продвинутые пользователи среди филологов? философов, искусствоведов и историков редки, и самые обычные рабочие моменты легко превращаются в глобальную катастрофу: то не работает почта, то «Ворд гикнулся и файла не найти», то не работает клавиатура, то исчезло функциональное меню. При этом проблемы на самом деле связаны вовсе не с неполадками вполне исправного компьютера, а с действиями самого «гуманитарного» пользователя, который толком не может понять, как же функционирует этот исключительно сложный агрегат. К особенностям обращения с компьютером можно отнести следующие.
- Гуманитарий-«чайник» склонен к непоследовательным и нелогичным действиям, а хаотическое тыкание мышкой куда попало — не самый удачный способ справиться с компьютером. При поиске пропавшего документа, например, очень сложно заставить чайника последовательно и дотошно просматривать все файлы с непонятными названиями, расположенные во временных папках.
- Неспособность охватить «одним взглядом» происходящее / находящееся на экране монитора, в результате чего нужное и существенное остается за границами поля зрения. Искомый пункт в меню мистическим образом «не замечается».
- Парадоксальным образом именно для «чайников» характерна определенная лихость в обращении с компьютером. Например, использование кнопки Power при малейшем зависании программы, выдергивание флэшки без разрешения системы или уверенность в том, что заправка картриджа — это элементарно, дешево и практично.
- Страх перед компьютером приводит к тому, что чайник сидит и боится нажать на единственно правильную и нужную кнопку (выбрать пункт в меню, сделать выбор из предлагаемой альтернативы и т. д.): «А вдруг оно все сейчас сломается». Должность эникейщика в начале девяностых годов в офисах была введена именно от невозможности преодолеть этот ужас, вселяемый компьютером в душу пользователей.
В результате этих четырех особенностей гуманитарного отношения к технике диалог с компьютером не складывается, наступает взаимное стойкое непонимание и неприязнь, а «компьютерщик», разрешивший в пару минут все возникшие проблемы чайника, воспринимается им как гуру, способный лечить неработающие принтеры наложением рук.