Ориентация в пространстве
Только появившись на российском рынке, gps-навигаторы воспринимались как игрушка: развлечение для туристов, забредающих в дебри, где не ступала нога человека, а после возвращения домой рассматривающих треки с записью собственного пути («и куда это нас занесло?»). Еще несколько лет назад любители электронных гаджетов и туристических прогулок затеяли своеобразную игру, которая захватила не только жителей Москвы и Питера, но постепенно распространилась по всей России. Идея в основе игры была детсадовская: зарыть «клад» в известном только тебе месте, а потом отрыть его. Усовершенствование детсадовской затеи, внесенное новейшими электронными технологиями, заключалось в том, чтобы после зарытия ценностей обнародовать координаты клада на специальном сайте для всеобщего восхищения. Заинтересовавшиеся личности, обладавшие gps-навигатором, отправлялись на поиски клада, сверяясь со спутником. Обнаружив клад и присвоив его содержимое, они должны были оставить там же другие ценности или заложить новый клад. Мания кладоискательства сыграло на руку активному распространению GPS в России: всем хотелось не просто шататься по лесным дорожкам, а рыскать в поисках сокровищ.
Для велосипедистов, увлекавшихся веломарафонами по пересеченной местности (кросс-кантри), например, в Ленинградской области, навигаторы стали не просто забавой, но средством первой необходимости: простенький Garmin eTrex, установленный на руле, гарантировал от потери ориентации в пересечениях старых финских дорог и новых тракторных просек. Современные модели gps-навигаторов уже не просто записывают треки, а хранят подробнейшую информацию о местности: например, Garmin Oregon 300 поставляется вместе с картами России, на которых зафиксирован рельеф. Это исключительно ценная функция для уставшего велотуриста, который сможет выбрать дорогу в зависимости от того, насколько ему хочется в данный момент карабкаться в Коробицынскую горку. Другая модель, Garmin Colorado 300, содержит встроенный барометр. Забавно, что модели навигаторов называются по именам американских штатов, а в России продаются в комплекте с картами РФ. Может быть, производителям стоит задуматься о русификации не только меню продвинутых приборов, но и имен моделей? В среде российских авто-, вело- и пеших туристов непременно пользовался бы успехом Garmin Karelia, например, или Garmin Ladoga.