Глобальная деревня
Живя в глубинке, сложно быть в курсе событий переднего фронта культуры, моды и политики. В XIX веке провинциальные барышни узнавали о последних парижских тенденциях в модной одежде спустя несколько месяцев, когда в Париже эти тенденции уже были прочно забыты и на коне оказывался следующий тренд. В провинцию долго шли журналы и газеты, и только заезжий столичный житель по случаю сообщал деревенским обитателям о том, что же происходит в мире.
Современная провинциальная публика находится в куда более приятном для нее положении: весь мир для нее открыт и доступен — при условии наличия Интернета. Сайты центральных газет и журналов, книжные новинки и последние фильмы, интернет-магазин одежды и игровые серверы. Включенность в глобальное информационное пространство создает ощущение живого и динамичного образа жизни даже в глубокой провинции: само понятие культурной периферии теряет свою актуальность: о какой периферии или маргинальности может идти речь, если житель сибирского областного городка может при наличии заинтересованности узнавать о событиях культурной жизни европейских столиц раньше, чем лишенный Интернета москвич, а интернет-магазин модной одежды предоставляет ему возможность одеваться не хуже жителей Манхэттена?
По инерции, конечно, столичная жизнь сохраняет свою притягательность для провинциала: в Москве или в Петербурге субкультурные сообщества теснее и ближе сплочены, у них есть возможность реального общения (хотя на самом деле они не так часто ею пользуются, как показывает практика). Но чем дальше, тем большее значение приобретают возможности, предоставляемые сетью: дистанционное образование, удаленная работа, знакомства по переписке и асечная болтовня. Житель глобальной деревни вполне может существовать, не выходя из дома: друзья в квипе, заказ пиццы по телефону, а интернет-магазин мужской одежды доставит сетевому затворнику по первому требованию домашний халат и тапочки, чтобы уютнее было сидеть в кресле перед экраном монитора.
Любая провинциальная модница, для которой жизнь не мила без ремня от Prada и восхищения окружающих, получает желаемое прямо в собственной спальне: найдя интернет-магазин женской одежды, можно заказать вожделенный аксессуар, сфотографироваться в нем перед зеркалом и вывесить фотографии в своем блоге. Внимание русскоязычной или даже иностранной сетевой аудитории обеспечено: такие же шопоголики, живущие в таких же провинциальных городках, будет разглядывать обновку и восхищаться. Сегодня чеховские сестры вряд ли стремились бы «В Москву! В Москву!» — все, что им было бы нужно, это хороший интернет-провайдер и простенький компьютер.