Женские компании в Интернете
В девяностые годы энтузиасты новых информационных технологий вряд ли предполагали, чем обернется в действительности массовое распространение Интернета среди обычных людей. Замкнутое и достаточно однородное сообщество программистов, компьютерных гиков и эникейщиков, варившееся в собственном соку, создававшее свой язык и субкультуру, славилось своей чуждостью остальному, «нормальному» миру: существенная часть фидошного юмора строилась на подчеркивании непонимания между обычным человеческим обществом и «фидошной тусовкой». «Записки невесты программиста» Алекса Экслера тоже использует этот прием: непонимание обычной девушки и ее бойфренда связано с его «компьютерной ориентацией». В девяностые годы программистская субкультура, так же как и бандитская субкультура, были действительно совершенно особым языковым пространством. Но уже в начале 2000-х годов в сети начинают постепенно осваиваться и обустраиваться типичные анекдотические блондинки. Если в девяностые годы женский сайт был редкой птицей в русскоязычном Интернете, но в первые же несколько лет их появляется очень много. Офисные сотрудницы, менеджеры, бухгалтеры, юристы, секретари, журналисты, рекламщики, редакторы, получившие доступ в Интернет на рабочем месте, активно используют его в прежде всего в личных целях.
Женское присутствие в сети — это прежде всего общение. Если среднестатистический мужчина скорее использует для поиска информации поисковую систему и только не найдя ответа на первой странице поисковой выдачи, обратится на форум или в тематическое коммьюнити, то стратегия женского взаимодействия с сетью принципиально иная. Для женщин не слишком свойственно свободное обращение со всей повсеместно протянутой паутиной. Она облюбовывает несколько (иногда даже — одно-два) приятных и привычных для нее мест: это могут быть сайты с форумами, сообщества в живом журнале или социальная сеть, и именно с их помощью решает все возникающие перед ней проблемы, будь то поиск коляски для ребенка, выяснение ответственности за превышение скорости за городом или принятие решения о том, насколько часто сбываются гадания онлайн. Именно поэтому женские сайты чаще всего не остаются в пределах одной тематики, а быстро обзаводятся разделами «на все случаи жизни».