Семиотика входа
Дверь в дом — один из ключевых семиотических центров человеческого жилища, семантика которого связана с выполняемыми дверью защитной и разграничивающей функциями. Защита от враждебных, стихийных, хаотических сил внешнего мира обусловливает пристальное внимание не только к крепости самой двери, но и специфическому ее оформлению, которое у непосвященного человека, принадлежащего к иной культуре, может вызвать недоумение. Резные орнаменты, загадочные рисованные изображения, специальные амулеты, повешенные над дверью или по сторонам косяков, используются для охраны не от реальных хищников или других недобрых гостей, но для защиты от злых духов, по-разному мыслящихся в архаических культурах.
Современные металлические и железные двери утратили древнюю функцию защиты от неизвестного и невидимого, охраняя жилище только от понятных современному человеку опасностей, но и сегодня можно встретить прибитое над дверью символическое изображение конской подковы. Хозяева путано объясняют смысл этого элемента интерьера: дескать, на удачу, для благополучия… Некоторые могут вспомнить и о том, что лошадиная подкова защищает от дьявола — и вешать ее нужно обязательно концами вверх, потому что привыкший ходить кругами дьявол развернется и уйдет. Но на самом деле подкова эта имеет непосредственное отношение к архаическому ритуалу жертвоприношения. Строительная жертва, следы которой обнаруживаются даже в относительно поздних славянских поселениях, совершалась для того, чтобы дух убитого на месте будущей постройки создания не отлетал далеко и охранял дом от «пришлых», враждебных, чужих духов. В древние времена строительная жертва могла быть и человеческой, но позднее была упрощена: в жертву приносили животных. При раскопках в древнем Новгороде под порогами славянских жилищ находили конские черепа: именно лошадь выступала в роли жертвенного животного. Современные строители, конечно, не закапывают костей под дверью, но некие условные и символические эквиваленты архаических обрядов сохранились и по сей день.