Русская поэзия 1960-х годов

Дом и сад: новое загородное пространство

На смену шестисоточным дачам, гордо именовавшимся «фазендами», пришли настоящие усадьбы, которые и дачей-то назвать язык не поворачивается. С шестью сотками все было понятно и просто: ставим сараюшечку, вскапываем пару грядок под картошечку — больше все равно не поместится, устраиваем компост — вот и весь ландшафтный дизайн и благоустройство. Однако назвать домом своей мечты такое счастье язык все же не поворачивался. Чем дальше, тем все больше «фазенды» становились местом обитания пенсионеров, страдающих неизбывной тягой к земле и собственной картошке, а новые поколения уже мечтали об иных просторах.

А вот здесь, как выясняется, все не так просто. Создать индивидуальный проект жилого дома, спланировать саму конструкцию мало. Необходимо выбрать район для будущей усадьбы, определиться с покупкой земли — а вполне возможно, долгосрочная аренда земельных участков в выбранном районе окажется гораздо выгоднее. Тщательный анализ обретенного пространства, геодезические работы в строительстве, адаптация проекта дома под конкретное место его будущего расположения — все это существенно отличается от постройки времянки на «фазенде».

Продолжает существовать  особое «дачное пространство», создавшее в конце ХХ века особую субкультуру, которая уже стала предметом внимания социологов. А вот «новая усадебная культура» пока остается неизученной. А ведь было бы исключительно интересно составить, например, каталог уже реализованных индивидуальных проектов жилых домов, окружающих Москву и Петербург. Местные жители очень любят рассказывать о «дворцах и замках» с башенками и прочими красивостями, стремительно выросших на берегах лесных озер: новое загородное пространство трансформируется на наших глазах. Изменяется не только жилое пространство, в котором обитают владельцы загородных домов, но глобально изменяется весь облик пригородного пространства.