Русская поэзия 1960-х годов

Философия детской одежды

Бытие определяет сознание, как известно. Одежда, которую носят наши дети, вместе с другими вещами, которые их окружают, формирует взгляд ребенка на мир, его мироощущение и понимание мироздания.

И сознание, напротив, определяет бытие. Одна из существенных характеристик любого общества и любой культуры — это модели детской одежды, которые становятся способом конструирования концепта «ребенок». Довольно долго европейское сознание воспринимало ребенка как взрослого — и детская одежда отличалась от взрослой только размерами. Четкое различение возрастов и осознание ребенка как особенной личности приходит фактически только в ХХ веке, и начинается бурное развитие «детской» индустрии, работающей на разновозрастного и довольно капризного потребителя.

В советское время детская промышленность была исключительно скудной — в отличие, например, от советской мультипликации, не уступавшей западным аналогам, а по большей части превосходя их (характерно, что папа римский рекомендовал детям смотреть именно советские мультфильмы). В области же игрушек и детской одежды ситуация была гораздо более грустно: однообразие, блеклые цвета, убогие модели, некачественные материалы.

В детском саду платья и рубашки все носили одинаковые, в школе переходили на еще более унифицированную школьную форму, при отправке в детский лагерь все майки и футболки приходилось «подписывать», чтобы ребенок не спутал свое с десятком таких же «чужих». Одежда закупалась «на вырост» (потому что «вовремя» в продаже ее могло не оказаться) и «донашивалась» за старшими (из экономии).

С наступлением рыночной экономики в продаже стали появляться «импортные» товары для детей: детская одежда оптом привозилась из Китая, Польши, Турции. В 1990-х годах открывалось множество специализированных ларьков и небольших отделов на рынках: на ближайшем к нашему дому рынке таким отделом занималась супружеская пара с тремя детьми. Они сами возили качественную детскую одежду из Польши, сами ее и продавали на рынке, без устали консультируя своих покупателей: на какой возраст какой размер брать и скоро ли ребенок вырастет из кофточки, какова степень «разнашиваемости» той или иной обувки, как лучше успокоить малыша, чтобы примерить на него зимние сапожки, и как определить, жмут ему ботинки или нет, если он еще не умеет говорить. С учетом того, что они отлично разбирались в детских потребностях (воспитывая своих детей) и были доброжелательны и общительны, естественно, что их отдел был самым популярным в округе. Сейчас у них огромный и успешный магазин, занимающий половину этажа в торговом центре. И это несмотря на то, что в последнее время появилось большое количество крупных сетевых магазинов, специализирующихся на детской одежде.

Однако дешевая китайская и турецкая детская одежда, закупаемая оптом и моментально расходящаяся на рынках, довольно быстро перестала удовлетворять требованиям внимательных родителей. После насыщения первичного спроса («что-нибудь надеть на ребенка») оказалось, что одежда должна быть модной, красивой, качественной и вполне может быть дорогой. Появились официальные дистрибьюторы детской обуви и одежды европейских марок, и поход в магазин стал оборачиваться для мам настоящим испытанием: детская одежда стоит не меньше взрослой и — такая красивая! Российскому покупателю стала доступна одежда для детей, совершенно отчетливо различающаяся не только по размеру и полу, но и по возрасту будущего обладателя: модели, расцветки, материалы, вышивка, аппликации — свои для каждого из возрастов ребенка. Как говорит моя девятилетняя дочка: «Мама, ну почему для малявок все такое красивое?!»

Конечно, производители детской одежды стараются ее разнообразить. Но это и знак того, что современное общество пришло к более детальному и пристальному видению ребенка, его индивидуальности, вкусов и потребностей, которые касаются не только игрушек и конфет, но и одежды — одного из важнейших способов самоидентификации личности.

Статья написана при участии компании «Невский Альянс» (http://www.nevsky-alliance.com). Любое использование преследуется законом об авторских правах.