Домохозяйка versus домработница
Полная перестройка социальной иерархии в России на рубеже веков нередко приводит к ситуации полного хаоса и неразберихи. Изменившийся социальный и финансовый статус требует определенных манер поведения и специфического образа жизни, к которому зачастую нувориши (или считающие себя таковыми) катастрофически не готовы. В девяностые годы ХХ века этот процесс перестройки социального мышления проходили новые русские коммерсанты, ставшие в результате объектом насмешек и анекдотов. В начале XXI века перераспределение социального статуса начинает существенно затрагивать и средний слой населения, который оказался к этому готов еще меньше.
Один из наиболее ярких показателей социальных трансформаций в прослойке среднего класса — это клининговые услуги и отношение к ним со стороны потребителей. Внимательное чтение любого популярного сетевого ресурса, ориентированного на женщин, будь то форум или коммьюнити в социальных сетях, продемонстрирует, насколько актуален этот вопрос для женщин из среднего класса, совсем недавно переставших быть домохозяйками. Офисная работа или собственный бизнес отнимает у женщин существенную часть времени и сил, и даже при любви к «домашним делам» они оказываются (или считают себя) не в состоянии заниматься уборкой, стиркой, готовкой и глажкой. Заимствуемая из образа жизни «новых русских» традиция нанимать в таких случаях домработницу выливается в сложности не столько финансового плана, сколько морального.
Наиболее часто задаваемые вопросы на форумах: как вы общаетесь со своей домработницей? Насколько близкие у вас отношения? Допустимы ли дружеские отношения с домработницей? Как вы ставите домработницу на место? Если домработница перестала убирать так чисто, как убирала раньше, как ей сообщить об этом? Основная проблема, как видно из перечисленных вопросов, связана именно с позиционированием в социально-иерархическом поле, с определением собственного места и места нанятого служащего друг относительно друга. Будучи выходцем из одной культурной и социальной среды с домработницей, хозяйка дома не может успешно отрегулировать иерархические отношения «клиент — исполнитель» или «работодатель — работник».
В результате квартирная уборка в Москве (а эта ситуация характерна прежде всего для Москвы, где средняя прослойка наиболее успешна) выливается в проблему более глубокую и сложную, нежели просто поиск достаточно добросовестного исполнителя. В странах, где традиции и социальные стереотипы давно отработаны и проверены, эти проблемы возникают гораздо реже, а российскому среднему классу предстоит еще длительный путь поиска собственной социальной идентичности.