Брутальность по-советски
Советской культурой к финалу ее существования было выработано несколько специфических человеческих типов, не имеющих аналогов ни в историческом прошлом, ни в хронологически близких иных государственных устройствах. И официальная, и андеграундная литература неизбежно фиксирует общие черты этой «советской человеческой типологии», так или иначе помещая ее представителей в персонажную структуру прежде всего прозаических текстов (в поэзии репрезентацию советских типов в полной мере можно обнаружить, пожалуй, лишь в стихах лианозовской группы «барачных поэтов»). Типология эта не слишком разнообразна и складывается не только на основании профессиональной принадлежности, но и на психологических и социальных чертах, а также с учетом культурного «бэкграунда», речевых клише и поведенческих стереотипов: «тетка с авоськами», «интеллигент», «мужики у пивного ларька», «девушки из общежития», «вахтер» и т. д. и т. п. Существенную роль для функционирования советской типологии играет гендерная идентификация: особенно хорошо это заметно при рассмотрении типично «мужских» советских типов.
Собирательный образ «настоящего мужчины» в советской культуре предполагает не только труд на производстве, снисходительное отношение к семейным ценностям и абсолютное признание так называемых «мужских ценностей». Под ними подразумевается «настоящая мужская дружба», рыбалка, совместный прием алкоголя, автомобиль и гаражное оборудование — потому как настоящий мужчина непременно должен ездить на автомобиле производства советских автозаводов и, естественно, уметь их чинить и находить в этом процессе удовольствие. Брутальность мужчины советского происхождения определяется своеобразным внешним видом, особым лексиконом и типичными местами обитания. В бытовых разговорных определениях того, что такое «настоящий мужчина», непременно присутствует эпитет «простой»: «простой мужик», «простой работяга».
Тип этот постепенно начинает вытесняться из общественной иерархии с 90-х годов ХХ века, когда эти определения приобретают негативные коннотации, а возможность «обеспечить» ценится больше, чем способность «сделать своими руками». Гаражи заменяет оборудование для автосервиса, Запорожцы и Москвичи — иномарки, купленные в кредит, а сложный социальный процесс под кодовым обозначением «сообразить на троих» сменяется европеизированными посиделками в пабах.