Новые русские аристократы
Социальные и экономические процессы ХХ века радикально изменяют расстановку сил в общественной иерархии: классы, ценности, группы и нации начинают обмениваться или заимствовать друг у друга атрибуты, ранее жестко привязанные к определенным агентам (в терминологии Пьера Бурдье). Аристократы кидаются с головой в шоу-бизнес, выходцы из рабоче-крестьянских семей защищают докторские диссертации, а бизнесмены и торговцы вдруг обнаруживают непреодолимую тягу к балам, приемам и охоте.
Традиционное представление о торговце или деловом человеке практически исключало любые возможные связи воинственные ассоциации. При всей экстремальности этих занятий, нередко становившейся актуальной в разные исторические периоды, охраной, защитой и нападением занимались обычно все же представители других профессий, которых бизнес охотно нанимал на службу. Размывание границ между социальными и профессиональными группами, развитие института хобби приводит к тому, что и бизнесмен, и ученый с одинаковым успехом могут заниматься в свободное время спортивной стрельбой, экстремальным спортом или охотой, обустраивая соответственным образом и свое жилище: тир, оружейный сейф Арсенал, коллекция пистолетов, агрессивный джип с лебедкой в гараже. Присутствуя на внедорожных гонках, сегодня сложно угадать, чем в обычной жизни промышляет штурман из экипажа очередного джипа, а среди охотников давно уже попадаются брутальные представители самых интеллигентных профессий.
Романтическая аура, возникшая в современной культуре вокруг охоты, блуждания по лесам, автомобильного туризма по самым отдаленным районам страны, давно привлекает не только воинственных по профессии и образованию индивидуумов, но и людей совершенно мирных занятий, стремящихся реализовать тягу к экстриму во время, свободное от работы и обычного офисного образа жизни. Достаточно вспомнить нашумевшую недавно в сети этнографическую экспедицию главного дизайнера Рунета Артемия Лебедева, репортажи о которой постоянно включали сообщения о потерях в составе, перевернутых джипах, дикой бурятской экзотике и прочих опасных для жизни событиях. Феномен современного экстрима, не связанный с добычей пропитания, как в традиционном обществе, вызван неким смутным томлением человеческого сознания, тоскующим по традиционным занятиям и архаической простоту и яркости ощущений.