Русская поэзия 1960-х годов

Антик или антиквариат?

Мы нередко сталкиваемся с определением артефактов древнего искусства и культуры разговорным словом "антик". Кто-то пользуется этим определением с удовольствием или, во всяком случае, без внутреннего сопротивления. Кто-то досадливо морщится.

Откуда в русском языке такое стремление сокращать длинные слова?

Разумеется, из великого и могучего… американского английского языка. Многие культурологи говорят даже о том, что пришла целая эпоха - "message", краткого сообщения, будь то sms или послание, отправленное через Интернет.

Мало времени, а время – деньги. Вот в словах и даже именах идёт максимальное сокращение. Вместо Николая - зачастую говорим Ник, хотя "ник" - это не совсем имя, а скорее псевдоним, прозвище. Вместо Максима - Макс. Короче - это ведь и слово-паразит. Короче, быстрее, бегом.

Даже в антикварный салон, порой, - бегом, срочно нужен подарок хорошему человеку на день рождения. Или на новоселье. Или даже купить икону на праздник. Но побыстрее.

Хотя уж если мы стремимся сэкономить время и деньги, как эквивалент времени, то не стоит гнаться за этим сломя голову. Тот же антикварный салон - это место, где время, наоборот, течёт медленнее, чем в офисе или на суетливой улице. История как будто замирает на ликах древних икон или в завитках барочных интерьерных элементов. И принадлежность к этой истории может быть разной.

Старые, уже ушедшие в небытие анекдоты про новых русских, которые имеют деньги и не имеют знаний и желания эти знания получать, уже, казалось бы, неактуальны. Сейчас модно хотя бы поверхностно разбираться (или делать вид, что разбираешься) в искусстве, коллекционировать предметы роскоши или просто то, что дорого стоит. Например, антиквариат или просто антик.

Антикварный рынок и практически любой антикварный салон предлагает немало достойных статусных вещей для коллекции или просто для оформления дома.

Парочка древних икон по углам вперемешку с рисунками Марка Шагала или Обри Бердслея - это антик. Своего рода культурологический салат "Оливье", где смешивается всё, что есть в доме. Главное - продемонстрировать, что "у меня вона что есть". К собственно искусству, равно как и истории, это не имеет никакого отношения - сплошные статусные вещи. Человек, приобретающий антик как способ позиционировать себя, в общем-то, к историческим аспектам равнодушен.

Оформленная коллекция, где представлены подобранные тематически, либо по периоду, либо по другому критерию произведения искусства - это коллекция антиквариата.

Время от времени в телевизоре мелькают лица "легальных" коллекционеров в связи с какими-либо информационными поводами. Там аукцион прошёл, тут часть коллекции подарена музею - антикварный рынок функционирует. Это только люди себя по-разному подают.

Есть большая категория коллекционеров, которым совершенно безразличен приобретаемый антик - это только способ "светиться", позиционироваться в прессе. Формирование собственного имиджа, социальной значимости, иногда - попытки получить "государственное признание" своих заслуг. Но есть уже и другие люди. Они серьёзно стремятся исследовать приобретённый антиквариат, привлекая к этому делу специалистов не только для того, чтобы предугадать стоимость той или иной вещицы на ближайшем аукционе, но ещё и для того, чтобы знать самим и позволить знать другим. Что-то - об истории, что-то - о культуре.

Впрочем, конечно, антикварный рынок не ограничивается участием таких людей. Но о подпольной его части, о тех, про кого поэт сказал "там царь Кощей над златом чахнет", мы говорить не будем.

Но ведь где-то же есть и Янтарная комната, и Крест Ефросиньи Полоцкой…