Русская поэзия 1960-х годов

Леонид Аронзон

Запись бесед

I

Чем я не этот мокрый сад под фонарем, брошенный кем-то возле черной ограды?
Мне ли забыть, что земля внутри неба, а небо - внутри нас?
И кто подползет под чрту, проведенную как приманка?
И кто не спрячется за самого себя, увидев ближнего своего?

                                       - Я, - ОТВЕЧАЕМ МЫ.

Ведь велико желание помешаться.
Запертый изнутри в одиночку, возвожу себя в сан Бога, чтобы взять интервью у Господа.
Больно смотреть на жену: просто Офелия, когда она достает из прошлог века арфу, пытаясь исполнить то, чего не может быть.
Или вырыть дыру в небе.
На белые костры церквей садятся птицы, вырванные из ночи.
Или в двуречье одиночества и одиночества, закрыв ладонями глаза, нарушить сон сов, что
                  эту тьму приняв за ночь,
               пугая мышь, метнутся прочь.
На лугу пасутся девочки, позвякивая нашейными звонками.
Где нищий пейзаж осени приподнят старым дождиком, там я ищу пленэр для смерти.
И ем озерную воду, чтобы вкусить неба.
Но как уберечь твою красоту от одиночества?

 

Очарован тот картиной,
кто не знает с миром встреч.
Одиночества плотиной
я свою стреножу речь.

Кто стоит перед плотиной,
тот стоит с прекрасной миной:
рои брызг и быстрых радуг
низвергая водопады.

На другом берегу листвы, - нет! на другом берегу реки, в ее листве, я заметил ящерицу:
       что это была за встреча! -
       Софья Мелвилл
       Софья Rita
       Софья Михнов
       Софья Галецкий
       Софья Данте
               Софья Господь Бог!

Пустые озера весов взвешивали миры и были в равновесии.

 

II

(Партита № 6
       партита № 6
       номер шесть
       номершесть номершесть
       номершестьномершестьномершесть)
или вырыть дыру в небе
      Многократное и упорное: не то, не то, не то, не то
      Многократное и упорное: то, то, то, то, то, то, то, то
      Смолчал: ужели я - - - - не он?
      Ужаснулся:
           суров рождения закон:
           и он не я, и я не он!

      Лицо на нем такое, как будто он пьет им самую первую воду.
      Его рукой -
      немногие красавицы могли бы сравниться с ней! -
      я гладил все, как дворецкий, выкрикивая имя каждого:
      гладил по голове: сердце чьей-то дочери, свое старое, засушенное между страниц стихотворение, -
     голову приятеля, голову приятеля, голову приятеля.
     Буквально надо всем можно было разрыдаться.
     Сегодня я целый день проходил мимо одного слова.
     Сегодня я целый день проходил мимо одного слова.
     Уже не говорили - передавали друг другу одни и те же цветы, иногда брали маски с той или иной гримасой, или просто указывали на ту или другую, чтобы не затруднять себя мимикой.

                  Но вырвать из цветка цветок
                  кто из беседующих мог?

И я понял, что нельзя при дереве читать стихи,
         и дерево при стихах,
         и дерево при стихах,
         и дерево при стихах.

 

III

                               В.Хлебникову

Если б не был он, то где бы
был его несчастный разум?
Но возможно, он и не был -
просто умер он не сразу.

И если был он где, то возле
своего сидел кургана,
где пучеглазые стрекозы
ему читали из Корана.

И где помешаный на нежном
он шел туда, ломая сучья,
где был беседой длинной между
живую кровь любивших чукчей.

И там, где маской Арлекина
заря являлася в тумане,
он там, где не был, - все покинул.
И умер сам, к чему рыданья?

И умер сам, к чему рыданья?
В его костях змеятся змеи,
и потому никто не смеет
его почтить засмертной данью.

IV

Меч о меч - - звук.
Дерево о дерево - - звук.
Молчание о молчание - - звук.
Вот двое юношей бородоносецв.
Вот двое юношей думоносцев.
Вот юмор Господа Бога - - закись азота!
И я восхитился Ему стихотворением:
- Не куст перед мной, а храм КУСТА В СНЕГУ,
и пошел по улице, как канатоходец по канату,
и я забыл, что я забыл,
и я забыл, что  я забыл.
              Два фаллические стража
              по бокам большой залупы -
              то Мечети пестрый купол
              в дымке длинного пейзажа.
              Черный воин в медном шлеме -
              так мне виден Исаакий,
              и повсюду вздохи, шелест,
              будто рядом где-то маки.
Вот стрекоза звуколетит.
И все летящее летит,
и все звучащее звучит.

V

Бабочка
(трактат)

ВСЮДУ
неба
славы
Михнова
мыслью
звуком
в виде
верхом на
на фоне
на крыльях
НА НЕБЕ
бабочка
бабочка
бабочка
бабочка
бабочки
бабочки
бабочки
бабочке
бабочки
бабочки
БАБОЧКА
летит
летит
летит
летит
летит
летит
летит
летит
летит
летит
СИДИТ

VI

А я остановился то тем, то этим, то тем, то этим,
чтоб меня заметили,
но кто увидит чужой сон?
Я вышел на снег и узнал то, что люди узнают только после их смерти,
и улыбнулся улыбкой внутри другой:
                КАКОЕ НЕБО! СВЕТ КАКОЙ!

1969

Предыдущее
стихотворение