ПРИМЕЧАНИЯ

Опубликовано: Пушкин и м-м Сталь (к вопросу о политических взглядах Пушкина до восстания декабристов // Французский ежегодник. М., 1974. С. 286—304.

1 О г-же де Сталь см.: Sorel À. Madame de Staël. Paris, 1890; Blennerhaaset Ch. Frau von Staël, ihre Freunde und ihre Bedeutung in Politik und Literatur. Bd. 1 — 3. Berlin, 1887 — 1889; F.-C. Longchamps F.-G. L'oeuvre imprimée de Madame Germaine de Staël. Genève, 1949; Gautier P. Madame de Staël et Napoléon. Paris, 1903 (в дальнейшем: Gautier); Вайнштейн С. Госпожа Сталь, мыслитель переходной эпохи. СПб., 1902 (в дальнейшем: Вайнштейн; Никольский С. Литературные взгляды де Сталь в ее ранних произведениях //Научные труды высших учебных заведений Литовской ССР. Литература, V. Вильнюс, 1963; Дурылин С. Г-жа де Сталь и ее русские отношения //Литературное наследство. T. 33 — 34. М., 1939 (в дальнейшем: Дурылин); Заборов П.Р. Жермена де Сталь и русская литература первой трети XIX в. //Ранние романтические веяния. Л., 1972 (в дальнейшем: Заборов).

2 См.: Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. Л., 1960. С. 153 ( в дальнейшем: Томашевский).

3 Остафьевский архив. Т. II. СПб., 1889. С. 1I7. Роялист герцог Фицджемс предлагал в 1815 г. отправить Жермен де Сталь в ссылку. См.: P. Gautier. Madame de Staël et Napoléon. Paris, 1903, p. 367 (в дальнейшем: Gautier).

4 О политической программе французских либералов см.: Бутенко В.А. Либеральная партия во Франции. Т. I. 1814–1820. СПб., 1913; Чичерин В. История политических учений. Часть пятая. М., 1902; Лабулэ Л. Политические идеи Бенжамена Констана. М., 1905; Кочекьян С. Политическое учение Бенжамена Констана. //Проблемы социалистического права. М., 1939.

О воздействии взглядов французских либералов на идеологию декабристов см.: Семевский В. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909; Волк С. Исторические взгляды декабристов. М.-Л., 1958. С. 261, 265; Ланда С. О некоторых особенностях формирования революционной идеологии в России 1816 — 1821 гг. //Пушкин и его время. Л., 1962. С. 67–69; Пугачев В. Предыстория Союза Благоденствия и пушкинская ода Вольность //Пушкин. Исследования и материалы. IV. М. — Л., 1962.

5 «...Она заставляет думать все дальше и дальше» (Гёте), цит. по: Вайнштейн. С. 294.

6 Дурылин. С. 221.

7 Gautier P. 360. См. также: Шильдер. Император Александр и г-жа де Сталь //«Вестник Европы», 1896, № 12.

8 Цит. по кн.: Шебунин A. Европейская контрреволюция в первой половине, XIX в. Л., 1925. С. 23 (в дальнейшем: Шебунин.

9 Там же

10 M-me de Staël. Considérations sur les principaux événements de la Révolution française, vol. II. Paris, 1818, p. 144. (В дальнейшем: Révolution). Любопытно замечание Н. И. Тургенева по поводу этого высказывания де Сталь. В письме к С. И. Тургеневу от 13 октября 1818 г. он писал: «Я согласен почти с Mme de Staël в том, что при возвращении Бонапарта французы должны были вручить ему власть диктаторскую и не говорить о конституции. Это значило гоняться за двумя зайцами, а независимость дороже свободы» (Тургенев Н.И. Письма к брату С.И.Тургеневу. М.-Л., 1936. С. 268. В дальнейшем: Тургенев).

11 Политический подтекст книги особенно живо ощущался в России начала XIX в. Этому способствовали поиски передовыми мыслителями какого-либо «нефранцузского» пути, а также интерес к политической жизни Германии. Характерно замечание в дневнике Н. И. Тургенева по поводу анализа Дон Карлоса Шиллера, сделанного де Сталь в ее книге О Германии: «Respect aux rêves de sa jeunesse — прекрасное, благородное выражение... Я дорого бы заплатил, если бы кто-нибудь с добрым намерением показал этот пассаж императору» //Дневники Н. И. Тургенева за 1811 — 1816 гг.. Вып. 3. СПб., 1913. С. 308).

12 Sainte-Beuve. Portraits de femmes. Paris, 1855, p. 144 (в дальнейшем: Sainte-Beuve).

13 Kapeeв Н. Французские историки первой половины XIX в. Л., 1924. С. 30.

14 Constant B. Cours de Politique constitutionnelle. Paris, 1819.

15 Эта мысль де Сталь была близка многим декабристам. Например, М. А. Фонвизин писал: «Г-жа де Сталь сказала когда-то, что в жизни народов свободе во всех ее видах (политической, гражданской, личной) несомненно принадлежит законное право давности перед самовластием (c'est le despotisrne qui est nouveau, et la liberté qui est ancienne). Эта мысль гениальной писательницы верна относительно европейского человечества и подтверждается древнею и даже среднею историей России». Цит. по: Общественное движение в России в первую половину XIX в., составили: В. И. Семевский, В. Богучарский, П. Е. Щеголев, т. I. СПб., 1905. С.101; см. также Волк С. Исторические взгляды декабристов. М. — Л., 1958. С. 136, 256 — 258, 261, 264 — 266; Venturi F. Il moto decabrista e i fratelli Poggio, 1956, p. 38.

16 Considérations..., II, p. 90.

17 Ibid., p. 33.

18 Considérations..., I, p. 1.

19 Ibidem.

20 Ibidem.

21 Ibid. p. 16.

22 Ibid. p. 142.

23 Ibid.

24 См.: Шебунин. С. 156.

25 Considérations..., III, p. 311.

26 Ibid., p. 373.

27 Sainte-Beuve, p. 144.

28 Minèrve Française, 1818, II, p. 105 — 110, 316 — 326, 601.

29 Bonalde. Observations sur le dernier ouvrage de Mme la Baronne de Staël. Paris, 1818 (в дальнейшем: Bonald)

30 Bonald, p. 20. Н. И. Тургенев в своем дневнике с едкой иронией отозвался о книге Бональда в записи от 20 сентября 1820 г.: «Давно я не читал ничего лучшего, особенно ничего более убедительного в пользу либеральных идей. Глупость глупцов или ум во тьме находящихся чаще лучше всего доказывают истину» (Дневники и письма Н. И. Тургенева. Т. 3. С. 242). По поводу утверждения Бональда, что «власть короля независима от подданных, и если он их угнетает, то он виновен перед богом, верховным судьей королей», Тургенев саркастически замечает: «И наши мужики могут жаловаться Богу, но в том-то и беда, что они, кроме Бога, никому жаловаться не могут» (Там же. С. 283).

31 Ваillеul. Examen critique de l'œuvre posthume de Mme la B nne de Staël, ayant pour le titre: Considérations sur les principaux événements de la Révolution française. Paris, 1818 (в дальнейшем: Bailleul).

32 Bailleul, p. 20.

33 Тургенев. С. 233.

34 Тургенев Н.И. Дневники и письма.Т.3. С. 153.

35 Цит. по: Письма Пушкина к Е. М. Хитрово 1827 — 1832. Л., 1927.

36 Письма Н. М. Карамзина к князю П. А. Вяземскому //Старина и новизна. 1887. Кн. 1. С. 55.

37 Пущин И.И. Записки о Пушкине. М., 1965. С. 72.

38 Габбе П.А. Биографическое похвальное слово г-же де Сталь-Гольштейн. СПб., 1822 (в дальнеышем: Габбе). П. А. Габбе, близкий к декабристам офицер литовского полка, принадлежавший к окружению Вяземского в Варшаве, вольномыслием возбудил недовольство властей. В тот год, когда он писал свою книгу о де Сталь, за ним был учрежден тайный полицейский надзор, в 1828 г. он был разжалован в солдаты. Вяземский просил передать Гречу, чтобы он пощадил в своем разборе книгу де Сталь: «Литовской гвардии офицер, который в Варшаве, при звуке барабанного и палочного боя, пишет о г-же де Сталь, удивительнее Невтона» (Остафьевский архив. Т. 11. С. 253). О Габбе см.: Рогинский. А. П. А. Габбе. Биографический очерк //Русская филология. Сб. научных и студенческих работ. Тарту, 1967; Лотман Ю.М. П. А. Вяземский и движение декабристов //Уч. записки Тартуского университета. 111, Тарту, 1960;

39 Габбе. С. 33.

40 Де Сталь придерживалась понятия «благоразумной свободы» и ввела целую систему терминов, отмежевывающих ее понимание свободы от свободы якобинско-демократической: «sage ami de la liberté («благоразумный друг свободы») и др.

41 Габбе. С. 31.

42 Там же. С. 32

43 Карамзин Н.М. Письма к П. А. Вяземскому. С. 60.

44 Там же. С. 55.

45 Остафьевский архив. Т. 1. СПб., 1889. С. 179.

46 Карамзин Н.М. Письма к П. А. Вяземскому. С. 55.

47 Там же.

48 Там же.

49 Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. VI, СПб., 1819. С. 130.

50 Тургенев Н.И. Дневники и письма. Т. 3. С. 158.

51 Там же. С. 154.

52 Тургенев. С. 267.

53 Тургенев Н.И. Дневники и письма. Т. 3. С. 155.

54 Тургенев Н.И. Дневники и письма. Т. 3. С. 285.

55 Пугaчeв. С. 163.

56 Considйrations..., II, р. 404.

57 Тургенев Н.И. Дневники и письма, т. 3. С. 158.

58 Тургенев. С. 267.

59 Томашевский. С. 153.

60 Пушин И.И. Записки о Пушкине. М., 1958. С. 72.

61 Там же.

62 Письма Пушкина к E. М. Хитрово. С. 354.

63 Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. 7. М., 1903. С. 96.

64 Тургенев Н.И. Дневники и письма. Т. 3. С. 283.

65 Там же.

66 Mme de Staël. Dix années d'exil. Bruxelles, p. MDCCCXXI (в дальнейшем: Dix années d'exil.

67 Ржига В.Ф. Пушкин и мемуары Mme de Staлl о России // Известия-Отделения русского языка и словесности Академии Наук. 1914. Т. XIX; Томашевский Б.В. Кинжал и Mme Staël. //Пушкин и его современники. Материалы и исследования, выпуск XXXI. Пг., 1923; Дурылин С. Указ. соч.; Макашин С. Литературные взаимоотношения России и Франции. //Литературное наследство. Т. 29 — 30.

68 Dix années d'exil, p. 203.

69 Ibid., p. 204.

70 Ibid., p. 233.

71 Ibid., p. 194.

72 Ibid., p. 209.

73 Ibidem.

74 Ibid., p. 241.

75 Ibid., p. 220.

76 Ibid., p. 245.

77 Ibid., p. 241.

78 Ibid., p. 245.

79 Considérations, II, p. 405.

80 «Что станется с ними (французами. — Л. В.) без великодушия монархов, в особенности Александра, который в самом деле честный человек, друг свободы», — пиcала она принцессе Луизе Прусской (См.: Вайнштейн . С. 27). Дружеское расположение де Сталь и Александра I, их переписка были широко известны, что делало знаменитый шутливый Не случайно Греч, чтобы подчеркнуть полную независимость Николая I от салонных мнений, пиcал позднее в своих воспоминаниях: «Царствовать начал российский самодержец, не добрый наш угодник запада, спрашивающий: что говорят обо мне в салоне мадам Сталь» (Греч Н.И. Записки о моей жизни. М. — Л., 1930. С. 587).

81 А. М.–в. Отрывки г-жи Сталь о Финляндии (из книги Dix années d'exil) с замечаниями. //«Сын отечества», 1825, № 10. С. 224.

82 В этом же письме к Вяземскому от 13 июля 1825 г. Пушкин разъясняет смысл почтительного упоминания в статье «О г-же Сталь и г. М-ве» о «великодушии» Александра.: «... тут есть одно великодушие (выделено Пушкиным. — Л. В.), поставленное, во-первых, ради цензуры, а во-вторых, ради вящего анонима ... » (XIII,188). Цензуры следовало опасаться, так как политические книги де Сталь в России были запрещены. По этой же причине Пушкину желательно было сохранить анонимность (Пушкин в это время надеялся получить прощение или разрешение уехать за границу). Упоминанием о «великодушии» царя он надеялся, по-видимому, смягчить цензоров и сбить с толку охотников раскрыть аноним, так как по общему мнению почтение к царю не входило в число добродетелей ссыльного поэта.

83 Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П. И. Щукина. Вып. X. С. 418.

84 В библиотеке Пушкина хранился том стихов А. Шенье (1819), автор предисловия которого, Латуш, передал, как мужественно и даже весело держался поэт перед лицом смерти. Шенье был казнен 8 термидора, не дожив одного дня до возможного освобождения. «Нельзя воздержаться от горестного чувства», — писал Пушкин (VIII, 37). О воздействии политических взглядов А.Шенье на пушкинскую концепцию французской революции см.: Эткинд Е. Г. Божественный Глагол. Пушкин, прочитанный в России и во Франции. М., 1999. С. 366–370.

Ruthenia.Ru