стр. 305
А. К.
A. M. Carr-Saunders. The Population Problem - a study in Human Evolution 1922. Изд. Oxford University Press u. Clarendon Press (Проблема народонаселения - исследование эволюции человечества). Стр. 516. Цена 21 шилл.
Проблема народонаселения, "евгеника" (учение об улучшении человеческого рода), вопросы количественного и качественного нормирования прироста населения - продолжают по прежнему и даже больше прежнего занимать европейскую мысль. Этим вопросам посвящена обширная политическая и пропагандистская литература разных лагерей. В отличие от других произведений этого рода, книга Карр-Саундерса представляет собой капитальный труд, рассматривающий всю грандиозную проблему демографии в ее целом, написанный со спокойным достоинством ученого и переносящий вопрос из плоскости вульгарной практической полемики в плоскость строго теоретического исследования. Автор формулирует свои выводы с чрезвычайной осторожностью, учитывая психологическое воздействие событий современности и избегая поспешных заключений. Для широкого круга читателей не-специалистов эта осторожность в обобщениях является скорее недостатком книги - на-ряду с тяжелым языком, которым она написана.
Автор начинает с сжатого изложения истории проблемы. Он отрицает Мальтуса и мальтузианство, следуя в этом отношении за Кенненом и вместе с этим последним поддерживает и развивает теорию "оптимума" или по терминологии Кеннена "точки максимального дохода". Для населения, живущего на каждой данной территории в каждое данное время, существует одна определенная степень плотности, которую следует признать наиболее желательной. Определение этого "оптимума" возможно лишь приблизительно и эмпирически. Критерием его служит максимальный средний доход на душу населения, т.-е. чисто экономический признак. (Курьезно, что распределение дохода автором не принимается во внимание). Исходя из этого критерия, Карр-Саундерс устанавливает, что "при прочих равных условиях вместе с ростом техники растет и наиболее благоприятная ступень плотности". Впрочем, это утверждение является для него не более как рабочей гипотезой. В конце книги он замечает: "мы исходим из предположения, что численность населения нормально должна расти. Однако в истории это отнюдь не всегда является нормой. Возможно, что и теперь мы приближаемся к таким временам, когда нормой вновь станет стационарность численности населения, ибо хотя увеличение ее и будет по-прежнему экономически выгодным, оно окажется нежелательным с более широкой точки зрения обще-человеческого благополучия", т.-е. под углом других критериев кроме среднего душевого дохода.
стр. 306
Карр-Саундерс не переоценивает роли перенаселенности, как источника всех бедствий человечества, но вместе с тем является твердым сторонником регулирования прироста и численности населения.
Главы, посвященные количественному аспекту проблемы, содержат колоссальный этнографический и исторический материал, охватывающий весь опыт человечества в деле регулирования его прироста, начиная с зари существования человека на земле. В отношении доисторических времен, автор полагает возможным судить о палеолитическом периоде на основании материала о жизни существующих охотничьих и рыболовных племен, а о неолитическом - по земледельческим расам.
Материал, собранный относительно дикарей, свидетельствует, что и у нецивилизованных народов численность населения регулируется целым рядом факторов, частью стихийных, частью же полусознательных. К числу последних относятся опутанные всяческими мистическими и суеверными обрядностями обычаи, - как-то - откладывание брака до известного возраста, положенное в известных случаях воздержание от сношений, удлинение срока кормления, аборт, детоубийство и т. д. Характерно, что семья дикаря по общему правилу менее многочисленна, чем семья цивилизованного человека. Автор указывает, что повсюду, на-ряду с стихийными факторами, как войны, болезни и т. д., отмечается активное применение искусственных методов, ограничивающих прирост. В смысле соотношения различных факторов Карр-Саундерс находит, что влияние болезней и войн преувеличено. Большинство болезней - продукт культуры; первобытный человек, как и дикарь, был здоровяком. Войны среди дикарей сами по себе довольно мало кровопролитны (в Америке кстати сказать больше, чем в Африке). Не мало влияния приходится на долю сознательных или полусознательных факторов.
Существует тесная связь между этими "нео-мальтузианскими" наклонностями первобытного общества и его общеизвестной коммунистической структурой. При условии общности земли, орудий производства и добывания пищи не могло быть и речи о том, чтобы кто-нибудь из членов общества (рода, например) был осужден на беспомощную смерть от голода. Такое положение вещей естественно влекло к сознательной тенденции ограничения прироста. Эта тенденция и воплотилась в обычаях, которые исчезают лишь при соприкосновении дикарей с цивилизацией, ибо последняя действует разрушительным образом на весь уклад быта.
Закончив обзор материала, по которому можно судить о доисторических временах, автор со своим фонарем в руке последовательно проходит через все эпохи древней, средней и новой истории. Повсюду, констатирует он, можно отличить действие различных по месту и времени факторов, ограничивающих естественную и избыточную плодовитость человека. В Греции и Риме значительную роль играли аборт и детоубийство, впоследствии первое место перешло к болезням. Роль войн была значительно преувеличена, и они давали себя знать преимущественно своими косвенными последствиями - разорением и голодом.
Вторая часть книги посвящена вопросу о качестве, и автор здесь ставит перед читателем проблему евгеники. Но Карр-Саундерс вряд ли может быть причислен к евгенистам. Различия в рождающихся особах зависит от зародышевых изменений. Автор не склонен придавать им особое значение, полагая, что важнейшую роль играют не зародышевые процессы, а то, что он называет традицией - вся совокупность наследия, получаемого нами от предков. Прогресс зависит прежде всего от изменений в этой традиции - именно она определяет собой рост и падение цивилизации. Соответственно автор не согласен с многими писателями буржуазного лагеря, которые оплакивают факт т. наз. дифференциальной плодовитости, т.-е. низкий уровень рождаемости среди "высших" классов и высокий - среди "низших" и предрекают на основании его самые грозные последствия. "Этот факт, - пишет он, - имеет тем меньшее значение, что зародышевая дефектность представителей
стр. 307
т. наз. высших классов слишком очевидна. Если дети бедных классов менее здоровы и приспособлены к жизни, то это опять-таки зависит от "традиции" - от дефектов их повседневной жизни, от бедности и узости окружающей их обстановки, но никак не от особенности зародыша". Больше того, Карр-Саундерс подвергает сомнению ряд качеств, которые обычно признавались свойствами "высшего типа". Инстинкты индивидуальной самозащиты и стяжания приносят успех в жизни, но не их развитием определяется прогресс.
Общий вывод автора сводится к следующему: в течение долгих веков человечество регулировало свой прирост - частью автоматическими, частью полусознательными методами. В настоящее время человек должен перейти к сознательному контролю над этой стороной своего бытия - благо, наука и развитие общественной жизни предоставляет ему соответствующие возможности.
Не высказываясь по существу этого вывода, необходимо все же отметить, что проблема нормирования прироста в том виде, в каком она ставится современной наукой, теснейшим образом связана с антагонистическим характером современного общества. Она ведет свою родословную непосредственно от Мальтуса и от его летучего афоризма: "на пиру жизни им (беднякам, избыточному элементу) природа не поставила прибора". То, что является результатом - чисто-исторических особенностей капиталистического строя с его массовой безработицей и армиями необходимо-избыточного населения, возводится к природе, к имманентному закону жизни, против которого революции не устроишь. Доктрина Мальтуса пропитана всем анти-историзмом классической школы; его по сие время не могут вытравить из этой проблемы даже обстоятельные исторические исследования Карр-Саундерса. Современная проблема избыточности населения - плод суженности базиса капиталистической экономики - с одной стороны, неравенства в распределении - с другой. Общество будущего - социалистическое общество - вовсе не будет знать второй из причин; оно равным образом будет иметь возможность такого развития производительных сил, которое оставит далеко за собой даже усиленный прирост населения. И если проблема избыточности и нормирования прироста когда-либо встанет вновь перед человечеством, она будет мало похожа на ту, которая волнует сейчас европейскую науку и европейское общество. С этой точки зрения выводы Карр-Саундерса и других имеют лишь историческое значение, ограниченное пределами капиталистической эпохи.