стр. 303

     В. Кряжин.

     Новейшая литература о Турции.

     М. П. Павлович (Мих. Вельтман). 1) Империализм и борьба за великие железнодорожные и морские пути будущего. 3 изд., ч. I. Гос. Изд. 1922 г. Стр. 164. 2) Революционная Турция. Гос. Изд. 1921 г. Стр. 127.

     Крупные события, развертывающиеся сейчас на Ближнем Востоке, заставляют нас вспомнить ту литературу на русском языке, которая за последние годы была посвящена Турции. Однако нас ждет здесь разочарование. Как это ни странно, несмотря на исключительное значение, которое всегда имела для политики России восточная проблема, за последние 10 лет вышло всего с полдесятка книг, имеющих отношение к Турции: "Старая Турция и младотурки" - А. Тырковой, "Балканский кризис" - П. Милюкова, "Турция" - Голобородько и две книги М. П. Павловича, - вот почти все, что имеется в русской литературе о политическом состоянии Оттоманской империи после революции 1905 года. Удельный вес первых трех книг является, вдобавок, не особенно высоким. Книжка А. Тырковой дает лишь довольно живые, но чересчур суб'ективные впечатления о младотурках, пережитые автором за год пребывания в Константинополе: об'емистая книга П. Милюкова заключает в себе фельетоны, печатавшиеся в свое время в "Речи", а также несколько лекций, читанных в связи с происходившими на Востоке событиями. Как показывает полное название книги: "Балканский кризис и политика Извольского", содержание книги носит слишком злободневный характер, для нас на девять десятых уже устаревший. В книге, правда, имеется несколько ценных очерков, посвященных истории турецкого конституционного движения, но на всей книге слишком явственно отпечатался штамп кадетизма, неизбежный, конечно, у Милюкова. Наконец, что касается до книжки Голобородько, то она представляет недурную компиляцию по современной Турции, очень живо написанную, но заканчивающуюся лирическим отрывком на тему о России и о "сказке народной мечты" - Царьграде. Я не упоминаю здесь о довольно многочисленных статьях, помещавшихся в различных журналах, среди которых имеются довольно ценные очерки: Майского, Парвуса, Павловича и др. Обхожу молчанием также мнимо-научную литературу, принадлежащую перу разных славянских патриотов, вроде Гешова, Топчева и др., ввиду того, что она представляет из себя чистейшую макулатуру. Таким образом русский читатель заинтересовавшийся Турцией, должен обращаться или к западной литературе, или же принужден перечитывать старые труды, вроде Убиччини и Куртейля, Лавеле, Макколя и др., вышедшие несколько десятков лет тому назад.
     Чрезвычайно крупное значение на фоне этого "бескнижья" приобретают поэтому две работы М. Павловича, посвященные современной Турции. Первая из них "Империализм и борьба за великие железнодорожные и морские пути" (ч. I) содержит в себе чрезвычайно ярко написанную историю Великого Багдадского пути. В ряде глав автор прослеживает дипломатическую историю этого грандиозного предприятия и устанавливает его значение, с одной стороны, для интересов западного империализма и с другой - для экономики и политики самой Турции. Багдадский путь, это любимое детище немецкого империализма по завершению его, должен был возродить всю хозяйственную жизнь Турции, но при этом под бдительным контролем Германии. Мало того, подходя к границам Персии, он превращался в столбовую дорогу, по которой должен был неминуемо направиться германский империализм на завоевание Ирана и Индии. Наконец, включая разоренную Месопотамию в орбиту капиталистической эксплоатации Германии, Багдадский путь подготовлял "свержение гегемонии Соединенных Штатов на хлопковом рынке", так как область Двуречия открывает совершенно исключительные возможности для культивирования хлопка. К третьему изданию этой книги М. Павлович прибавил две интересные главы, а именно о Палестине, в связи с планом сионистов устроить там "еврейский национальный центр", и о Багдадской ж. д., в связи с победой Антанты и борьбой на Ближнем Востоке из-за нефти. В первой из этих двух дополнительных глав М. Павлович показывает всю утопичность мечты сионистов об образовании еврейского государства, -

стр. 304

мечты, являющейся в руках английских империалистических дельцов лучшим орудием сохранения своей власти в Палестине, путем натравливания евреев на арабов. Во второй дополнительной главе автор при помощи цифрового материала устанавливает то преобладающее значение, которое занимает в мировой политике борьба за нефть. Борьба за Багдадскую ж. д. превращается в борьбу из-за нефтяных источников Месопотамии и Персии и после крушения германского колосса ее с неменьшим ожесточением ведут вчерашние союзники: Франция, Англия и отчасти Соединенные Штаты.
     К числу недостатков этой работы относятся некоторые неточности фактического характера. Так, в главе о Палестине М. Павлович указывает, что число евреев там равняется 100.000 человек, между тем, как даже по английским сведениям к 1921 г. их было не более 72.000; неправильно указание, что "самостоятельные еврейские финансовые институты существуют в Палестине лишь в эмбриональном состоянии", так как там функционирует уже три сионистических банка и ряд частных крупно-капиталистических предприятий; в главе об экономической политике младотурок во время мировой войны не упомянуты те меры, которые проводились ими для развития турецкой промышленности, а именно, устройство полуправительственных кооперативов, специального Национально-Кредитного банка и т. д.; не указаны те кошмарные хищения, которые проделывались в интендантстве во славу нарождающегося оттоманского империализма и т. д., - но все эти недочеты не могут поколебать крупного значения книги М. Павловича, дающей марксистски построенный генезис Ближневосточного вопроса в той стадии, которая протекает на наших глазах.
     Выдающийся интерес представляет и другая книга М. Павловича "Революционная Турция". Как явствует из предисловия, автор поставил себе целью составить очерк турецкого революционного движения "для восточных товарищей, которые часто не имеют никаких материалов, тем более, написанных в марксистском духе". С этой целью М. Павлович дает краткий исторический очерк Турецкой империи, упадка ее, возникновения Восточного вопроса, революции 1908 г. наконец, Турции Энвера и Турции Кемаля. Благодаря этой широте захвата, эта книжка является, пожалуй, единственным на русском языке очерком о политических судьбах Турции, доведенным до сегодняшнего дня. Особенно интересным являются главы о возникновении и росте национального движения и о политических партиях Анатолии, включая и коммунистическую партию.
     Как первая работа в этом роде, рецензируемая книга М. Павловича не лишена некоторых недостатков, на которые укажу лишь вскользь, так как она является лишь популярной брошюрой, а не строго научным сочинением. Так, в первой исторической части автор дает совершенно недостаточные об'яснения крушения могущества Оттоманской империи. Падение последней явилось следствием не прекращения "военного счастья", а переходом европейской торговли с Востока на новые пути, после открытия африканского окружного пути, а позже после устройства Суэцкого канала. Оставшись в стороне от международного обмена, Турция начала экономически хиреть, опустившись до той натурально-хозяйственной стадии, в которой мы ее застаем даже сейчас.
     Недостаточно также указаны экономические причины полуторавековой заинтересованности России в Ближне-Восточном вопросе в то время, как это сделано, например, М. Покровским в его "Истории России" (т. III и IV) и в сборнике статей "Внешняя политика".
     Кой-какие ошибки встречаются в главах, посвященных революционной Турции, что об'ясняется недостаточностью сведений, которые мы оттуда получаем. Так, например, М. Павлович всюду пишет о партии "Куа милие", между тем "Кува и миллие" (национальная сила) или "мудафаи миллие" представляют в сущности те лозунги, которые сплачивают анатолийских националистов самых разнообразных политических оттенков.
     В заключение необходимо отметить основную черту, присущую этой книге.

стр. 305

Борьбу за освобождение Турции от Антанты, 4-й год происходящую в Анатолии, многие склонны расценивать как чисто национальное движение, лишенное всяких социальных и революционных элементов. Действительно, сам автор указывает, что ни в области рабочего, ни в сфере аграрного законодательства кемалисты поныне не проявили никакой инициативы, никакого творчества. И все же он глубоко прав, назвав свою книжку "Революционной Турцией". В самом деле логика событий, заставляющая Турцию бороться против Севрского мирного договора, тем самым принуждает ее бороться против мирового империализма и притом неизбежно в союзе с Советской Россией. Вслед за последней, Турция вторая прорывает цепь империалистической блокады и работает на пользу революции на Востоке. И та же железная логика событий превратит неизбежно национальное движение в Анатолии в движение социальное, т.-е. в подлинную революцию. По крайней мере, события, происходящие на наших глазах, а именно крах империализма Антанты на Ближнем Востоке, - тот живой отклик, который находят турецкие победы в Индии, Персии и в Месопотамии - вообще во всей Азии, убеждают нас в правильности именно этой концепции событий, развертывающихся в Малой Азии и вокруг проливов.

home