стр. 175

     В. Яковлева.

     ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Р.С.Ф.С.Р.

     Дать представление об общем положении профессионального образования нельзя без некоторого исторического обзора того, что было сделано в этой области за предшествующий учебный 1919-1920 год, ибо этот учебный год представляет собою определенную эпоху в деле профессионально-технического образования. В силу чрезвычайно тяжелого финансового положения страны, в силу общего финансового кризиса, который мы переживали, он являлся чрезвычайно трудным для дела профессионально-технического образования. Но, тем не менее, этот год все же ввел такие новые элементы в дело профессионально-технического образования, которые можно рассматривать как несомненный плюс во всей нашей работе. Весь период времени до 1921 года мы можем охарактеризовать как период организационный, как период стихийного роста и стихийного творчества в области проф.-техн. образования. Школы проф.-технические росли, в буквальном смысле слова, как грибы. В целом ряде отраслей школы насаждались без достаточных предварительных исследований той материальной базы, на которой они создаются, без достаточных данных. Что же именно, какой тип учебных заведений особенно здесь нужен? Особенно яркое и характерное выражение этот период нашел себе в области строительства высших учебных заведений. Мы имели на-лицо возникновение целого ряда новых высших учебных заведений на базе абсолютно недостаточной для развития их. Часто высшие учебные заведения строились на базе средних учебных заведений, правда, хороших средних проф.-техн. учебных заведений, но все же исключительно на этой базе, т.-е. на том же самом оборудовании и при том же самом преподавательском кадре, с небольшими лишь изменениями. Целый ряд высших учебных заведений носил именно такой характер. Их создавали, не давая себе отчета в том, что наших материальных и финансовых ресурсов не хватит на то, чтобы оборудовать эти учебные заведения до того типа, на который они переводились, и вся работа шла на основе старой базы, - базы средних учебных заведений. В этих случаях мы имели в сущности лишь простое переименование одного типа учебного заведения в другой тип. Затем в области этого стихийного строительства высших учебных заведений мы имели выражение такого

стр. 176

случайного обстоятельства: в связи с гражданской войной целый ряд квалифицированных и профессорских сил передвигались в области, на долгое время занимавшиеся белогвардейскими силами, скоплялись и затем оставались там и после водворения в них Советской власти. Они искали там применения своим силам, и то обстоятельство, что там собирались кадры профессорских квалифицированных сил, было достаточно для того, чтобы там сооружались высшие учебные заведения, при чем они не имели никакого оборудования, а оборудование было собрано по крохам и совершенно не отвечало тому, что требовалось от высших учебных заведений. Таких учебных заведений у нас также было достаточно. Очевидно, рассчитывали, что удастся оборудовать эти учебные заведения в последующее время, но эти ожидания не оправдались и они продолжали влачить чрезвычайно жалкое существование. Мне самой приходилось обследовать в процессе работы такого рода учебные заведения, которые имели в сущности только стены. Казалось даже странным, как люди могли организовывать такие высшие учебные заведения. Такой случай я наблюдала в Казани на примере так называемой Восточной Академии, которая представляла из себя вывеску, а за нею довольно обширное помещение.
     То же самое мы имели и в области массовых учебных заведений. Там целый ряд низших технических школ перескочил в разряд техникумов, хотя был недостаточно для этого оборудован и снабжен недостаточно квалифицированными силами для этого типа.
     Уже в 1921 году было ясно, что наша сеть профессионально-технических учебных заведений не соответствует рессурсам страны, что она превышает их. Но этот факт был осознан только тогда, когда разразился финансовый кризис. Когда отпали все надежды на последующее оборудование целого ряда вновь созданных высших учебных заведений, тогда стало ясно, что надежд на их сохранение нет. С этого момента началась работа по сокращению сети учебных заведений.
     Нужно сказать, что по отношению к отдельным типам учебных заведений, по отношению к отдельным специальностям, это сокращение сети было чрезвычайно разнообразно. Оно проходило более или менее организованно и планомерно и раньше началось по отношению учебных заведений центрального ведения. Уже на с'езде заведующих Губ'ОНО в сентябре прошлого года, заведующий Главпрофобром тов. Преображенский говорил о необходимости приступить к сокращению сети высших учебных заведений. Значит, уже с начала 1921 учебного года вопрос о сокращении сети учебных заведений был поставлен в Главпрофобре и немедленно после с'езда, в сентябре, эта работа началась и продолжалась весь учебный год и время вакаций. Работа шла по такой линии: прежде всего был закрыт целый ряд слабых учебных заведений. Сокращение их выражалось в следующих формах: либо учебные заведения совсем закрывались, либо они преобразовывались в низший тип учебных заведений, либо более слабые вливались в более сильные учебные организмы, или, наконец, несколько слабых соединялись в одно более

стр. 177

сильное учебное заведение. Я укажу на некоторые характерные примеры из этой области. В Петрограде мы имели 3 в общем однотипных сельскохозяйственных учебных заведения. Все они стремились развиться в тип Петровской сельскохозяйственной академии. Это были - Агрономический институт, бывш. Стебутовские курсы и Каменноостровская академия. Ясно, что немыслимо было иметь в одном и том же городе 3 однотипных учебных заведения. Мы их слили в один сельскохозяйственный институт. Другим примером может явиться вливание Голицинских курсов в Петровскую академию. Еще целого ряда аналогичных примеров я касаться не буду, я сообщу только общие результаты работы по сокращению сети ВУЗ: в течение 1921-1922 учебного года и каникул было закрыто 43 высших учебных заведения, преобразовано, слито с другими - 23 высших учебных заведения. Затем здесь любопытно отметить, что некоторые из предназначенных к закрытию учебных заведений, несмотря на свою относительную слабость, все же успевали пустить настолько крепкие корни в местную жизнь, что, когда пришла весть о закрытии их, местные органы возбудили ходатайство об оставлении их на местные средства. И мы теперь имеем 7 учебных заведений, оставленных на местные средства. Кроме этого по отношению к двум - университеты в Ярославле и Смоленске - вопрос не разрешен еще. Совершенно аналогичная работа проделана и по отношению к рабфакам. В результате мы имеем сейчас 91 высшее учебное заведение во всей РСФСР, за исключением Украины, Грузии и Азербейджана, затем практических институтов мы имеем 60, рабочих факультетов - 53 дневных и 7 вечерних; из последних два также преобразовываются в дневные. Вот, следовательно, картина сети, которой мы располагаем в данный момент. Мы считаем, что эта сеть достаточно тверда и те преобразования, которые уже намечаются в составе этой сети, не будут производиться в течение наступающего учебного года, так как все они не носят уже срочного характера и могут быть отложены на летнее вакационное время.
     Что касается сокращения сети по массовым учебным заведениям, то здесь картина была несколько иная. Если мы по отношению к учреждениям центрального ведения эту работу начали с осени 1921 года, то там на местах работа по сокращению началась с 1-го января 1922 года. При этом там она началась более стихийно и проходила в обстановке, гораздо более катастрофической. Больнее всего она ударила по внешкольному профессионально-техническому образованию. Этот вид образования в первом месяце 1922 г. фактически перестал существовать за отсутствием средств. Это совершенно понятно. Более подвижной организм, обладающий меньшей инерцией, меньшей зацепкой по отношению к окружающей среде, внешкольное образование подвергалось наибольшему опустошению. В этой области особенно характерно то, что мы имеем по отношению к курсам профессионального образования рабочих. Их сжатие шло в катастрофическом порядке. На 1-е октября 1921 года было зарегистрировано 927 курсов с 52.000 слушателей, а на 1-е апреля мы имели по 33 главным губ. всего-на-всего 253 против 632 курсов,

стр. 178

которые были в тех же губерниях на 1-е октября. Слушателей в них было от 12 до 14 тысяч. На 1-е июля мы имели новое сжатие по сравнению с апрелем - с 253 до 246 курсов. Затем как будто бы с 1 июля дальнейшее сокращение прекратилось. Эти цифры показывают, что действительно сжатие происходило самым внезапным и трудно переносимым для учебных заведений способом. Что касается остальных учебных заведений низшего и среднего типа, то здесь замечается, что более низшего типа учебные заведения сокращались быстрее и более массовым образом, чем учебные заведения более высокого типа. Это совершенно естественно. В эти учебные заведения перекочевывали кадры преподавателей более квалифицированные, которые соединяли занятия в этих школах с занятиями в других хозяйственных и прочих органах. И эти школы как-то переживали это время. Цифры, которые имеются в нашем распоряжении, говорят, что профтехнические школы, за время с апреля до августа, сократились на 66 с лишним процентов, учебно-показательные мастерские сократились на 27%, тогда как техникумы на 18,5%.
     Теперь я скажу несколько слов о сети так называемых массовых школ, т.-е. школ, находящихся в ведении местных органов Главпрофобра. Перед нами стоит задача такого же определения окончательно установленной твердой сети так, как она определена по отношению к учебным заведениям центрального ведения. Для этого, начиная с половины июля, Главпрофобр вызывает поочередно всех заведующих губпрофобрами и с ними дотолковывается по вопросу об установлении твердой сети проф.-технических учебных заведений в их губерниях. Таким образом выбраны более ценные учебные заведения, которые Главпрофобр считал необходимым зачислить на госснабжение, установлены необходимые средства для содержания этих учебных заведений, а также договорено с губпрофобрами относительно тех, которые должны совершенно закрыться, и относительно тех, которые должны остаться на местных средствах. Эта работа почти уже закончена.
     Чтобы покончить с сетью массовых учебных заведений и с тем, как учебные заведения массового типа выжили 1921-1922 учебный год, необходимо коснуться еще нескольких моментов. Мы имеем сведения, что массовые технические учебные заведения употребляли различные ухищрения, чтобы продержаться это трудное время. Некоторые хватались за организацию производственной деятельности, но, как правило, производственная деятельность чрезвычайно вредно отразилась на учебных планах, повела к их сокращению, не принеся вместе с тем дохода в тех размерах, как предполагалось. С другой стороны, например, следует отметить положение сельскохозяйственных учебных заведений. Если некоторые индустриально-технические учебные заведения стремились выбраться из тяжелого финансового положения тем, что сокращали свою учебную часть за счет производственной деятельности, то по отношению к сельскохозяйственным учебным заведениям какого-либо подобного общего вывода сделать нельзя. Их положение было по России чрезвычайно разнообразно. Все зависело от того, какие виды были на урожай, каков был живой инвентарь, какова была помощь местных

стр. 179

губземотделов. И это сельскохозяйственное состояние губерний в конце концов давало определенную физиономию сельскохозяйственным учебным заведениям в смысле их устойчивости и твердой материальной базы.
     Что касается художественного образования, то можно констатировать, что оно приходит в упадок, что оно все больше и больше сокращается. Благодаря тому, что мы должны были ввести плату за обучение в художественных школах в них совершенно несомненно и резко сокращается количество учащихся и очень значительное число их просто закрывается и перестает существовать.
     Нужно только отметить, что чрезвычайно благополучно вышли из этого периода школы фабрично-заводского ученичества. Они не только не потерпели сокращения, но напротив мы имеем здесь все время идущее планомерное увеличение.
     Теперь если подвести итоги сказанному, то приходится все же признать, что нет худа без добра, ибо, несмотря на то, что финансовый кризис чрезвычайно больно ударил по нас, он заставил нас распроститься со стихийным насаждением учебных заведений, заставил перейти к твердой сети и к выработке определенного плана дальнейшего развития этой сети, обусловливая ее все время теми общими финансовыми и материальными рессурсами, которыми мы будем обладать.
     Итак, 1921-1922 учебный год является годом, положившим грань между предшествующим организационным и новым наступающим периодом в области профессионально-технического образования, периодом органической внутренней работы. Я должна отметить, что эта грань дала себя знать не только в области выяснения нашей материальной базы, но она определенным образом выявилась также и в целом ряде других отраслей работы по управлению профессионально-техническими учебными заведениями. Так, в области учебно-административном Главпрофобр уже начинает достигать чего-то более систематического, чем это было в предшествующий период. Прежде всего это опять таки относится к высшим учебным заведениям, находящимся в центральном ведении. Здесь прежде всего улучшено финансирование. Поскольку это делается на основе заранее установленного плана, исходящего из штатных должностей и из размера хозяйственного аппарата данного учебного заведения, постольку здесь мы все-таки даем более ясную ориентировочную картину для этих самых учебных заведений. Они уже знают более или менее, чем они в состоянии будут располагать во вновь наступающий месяц. В этом году также удалось помочь высшим учебным заведениям и в смысле заготовки топлива. Можно рассчитывать, что в этом году не будет того перерыва на 2-3 месяца в ходе учебных занятий, как это было в прошлом, когда, например, такая крупная единица, как 1-й Петроградский Политехнический Институт имел перерыв на 3 зимних месяца.
     Что же касается администрирования высшими учебными заведениями, то продолжавшееся целый год неясное положение с введением устава высших учебных заведений наконец изжито, и с начала наступающего учебного года

стр. 180

этот устав будет вводиться. Введение в жизнь устава высш. школы было чревато чрезвычайно большим осложнением. Мы имели целый ряд выступлений профессуры, протестовавшей против устава и требовавшей сохранения автономии школы. В результате всего этого устав был несколько изменен. Основные изменения, внесенные в старую редакцию, заключаются в том, что теперь устав фиксирует, что ректор как правило назначается из числа кандидатов, выдвигаемых на эту должность профессурой, и только в том случае он назначается Наркомпросом по его усмотрению, если дважды выдвинутый кандидат отведен за своим полным несоответствием. Но одновременно новая редакция устава дает возможность регулировать и контролировать назначение преподавателей, и если раньше назначение преподавателей и научных сотрудников было делом правлений, то теперь это утверждение преподавателей лежит на обязанности Главпрофобра. Это основная особенность нового устава. В нем также оговорено, что факультет общественных наук управляется на основании особого положения неодинакового с положением об остальных факультетах. В этом новом виде устав получил утверждение только в мае и теперь разослан уже всюду по высшим учебным заведениям вместе с нашим циркуляром, предлагающим все органы, предусматриваемые уставом, ввести в жизнь к 15 октября. С 15-го октября мы будем иметь во всех высших учебных заведениях нормально функционирующие советы ВУЗ и советы факультетов с привлечением представителей соответствующих профессиональных и советских организаций.
     Но хотя устав начнет вводиться в жизнь только с 15-го октября во всей своей основной части, но в области назначения правлений он фактически проводился уже в 1921-1922 учебном году. В данный момент согласно нового устава мы имеем назначенные правления почти во всех 91 высших учебных заведениях, а также и в тех учебных заведениях, которые переведены на местные средства, ибо они действуют также на основании того же самого устава высших учебных заведений. Не назначены правления только в 11 учебных заведениях. Такое запоздание об'ясняется целым рядом обстоятельств, отчасти связанных с реорганизацией этих учебных заведений или какими-либо другими более или менее случайными мотивами, не имеющими серьезного значения. В течение месяца, вероятно, и эти учебные заведения получат правления. Нужно сказать, что в смысле наблюдения за самой жизнью высших учебн. заведений нам удалось кое-что исправить и можно сказать, что теперь мы уже не имеем случаев неподчинения распоряжениям Главпрофобра, каковые наблюдались раньше. Можно вполне определенно сказать, что правления высших учебных заведений являются сейчас административными органами Главпрофобра, за которыми ему лишь надлежит теперь учинить наблюдение и контроль, что уже не так трудно. С этой целью издан дополнительный циркуляр о введении отчетности в высших учебных заведениях. Этот циркуляр предусматривает представление отчетности за отдельные периоды по отдельным отраслям учебной жизни высших учебных заведений. Очень большое облегчение в деле управления высшими учебными заведениями внесли

стр. 181

ректорские совещания, которые согласно постановления Совнаркома мы устраивали регулярно при Главпрофобре. Это дает возможность очень быстро выявлять назревающие вопросы и во-время принимать те или иные мероприятия. Одновременно с общими ректорскими совещаниями у нас происходят совещания ректоров по отдельным видам профессионального образования, как-то: индустриально-техническим, медицинским и т. д. Эти ректорские совещания дают тот плюс, что мы разрешаем в течение их все вопросы, касающиеся отдельных учебных заведений, что дает нам возможность в течение остальных промежутков работать гораздо более нормально, не разбрасываясь на мелочи и не занимая своего внимания регулированием этих отдельных случаев.
     Необходимо сказать несколько слов о приеме в ВУЗ. Наступающий учебный год (1922-1923) - уже третий год классового приема в высшие учебные заведения. В этом году мы учли все обстоятельства приема предшествовавшего года, внесли целый ряд исправлений, в частности несколько изменили систему приема в том смысле, что связали его с преподавательским персоналом высших учебных заведений. И если в прошлом году, например, у нас были губернские приемные комиссии и профессура высших учебных заведений не имела к приему никакого отношения, то в этом году приемные комиссии организованы при высших учебных заведениях с обязательным представительством каждой комиссии правления. Уже в прошлом учебном году имелось на-лицо значительное изменение классового состава и политической физиономии студенчества. В общем можно сказать, что в Москве, например, мы имели обновление классового состава студенчества на 50% по отношению к прошлым годам, так что забастовка профессуры почти совсем не затронула студенческих масс и только отдельные курсы отдельных факультетов вынесли резолюции сочувствия этой забастовке; остальное же студенчество было нейтрально, а иногда явно несочувственно относилось к забастовке. В этом году в Москве и Петрограде будет наблюдаться несомненное превалирование пролетарских и близких к пролетарским слоев студенчества. В провинции дело стоит, насколько я имела возможность убедиться, несколько хуже. Там классовое соотношение по отдельным городам далеко не в пользу пролетарских слоев студенчества, хотя в этом году оно значительно исправится. В связи с изменением классовой физиономии студенчества произошло значительное изменение и в структуре студенческих организаций. Если раньше имелись общестуденческие организации, старостаты и проч., то теперь из общестуденческих организаций мы знаем, как законные организации, только академические и кооперативные секции, которые занимаются вопросами, ясными из названий. С другой стороны нарождаются уже виды организации пролетарского студенчества. Прежде всего мы уже имеем целый ряд организаций стипендиатов, охватывающих всех стипендиатов данного учебного заведения. Кроме того уже разработан проект общей организации пролетарского студенчества, пока еще не окончательно

стр. 182

установленный. Он говорит о необходимости связи этих пролетарских организаций с профессиональными союзами.
     Что касается порядка снабжения студенчества, то за этот год и здесь произошли чрезвычайно большие изменения. Так, от снабжения поголовного, по отношению ко всему студенчеству, которое было установлено хотя бы в принципе до 1921-1922 учебного года, государство перешло к обеспечению в порядке стипендий. Все остальные студенты (нестипендиаты) имеют бесплатное обучение, но не пользуются снабжением государства. Стипендий у нас имеется всего 25.000 с начала наступающего учебного года, и было 18.000 до сентября. При введении стипендий было очень много осложнений, чрезвычайно болезненно отзывавшихся на самом существовании студенчества: во-первых, размер стипендии был очень невелик, во-вторых, размер прод. пайка был чрезвычайно низок и неаккуратно выдавался и т. д. Теперь при установлении квартального бюджета удалось твердо зафиксировать, что размер студенческих стипендий должен соответствовать 6 разряду 3 группы промышленных предприятий общетарифной сетки. Так что в Москве и Петрограде он уже достигает 30,5 миллионов рублей. Кроме того, в этом году нам удалось для студентов рабфаковцев осуществить увеличение пайка до размера Гувузовского. Главпрофобр ходатайствует перед Совнаркомом, чтобы это было распространено и на студентов-стипендиатов основных факультетов. Тогда это уже будет представлять из себя солидное обеспечение, которое даст возможность нормально жить и работать студенчеству. В этом году удалось улучшить положение рабфаковцев и в смысле общежитий. Для общежитий удалось своевременно получить ассигнование на ремонт и оборудование, так что в этом году студенчество рабочих факультетов нормально проживет учебный год. Что касается студентов-стипендиатов остальных факультетов, то здесь дело хуже. При рассмотрении сметы было отказано в специальном ассигновании на предмет оборудования и ремонта общежитий и только теперь удается сделать кое-что в отдельных случаях. Особенно остро жилищное положение в Москве. Студенты-стипендиаты в жилищном отношении будут обеспечены в Москве в меньшем проценте, чем в Петрограде и провинции. Но зато в этих общежитиях по крайней мере будет более или менее тепло, не будет той дьявольской стужи, как в прошлом году.
     Переходя теперь к тому, что сделано в области учебно-административной по отношению к другим типам учебных заведений, я должна сказать прямо, что в этом отношении мы делаем лишь первые шаги. В этом году было установлено во всероссийском масштабе только одно мероприятие - введен классовый прием в техникумы и практические институты. Все остальное по упорядочению учебно-административной части массовых учебных заведений перед нами стоит еще впереди и настоящий учебный год должен быть использован нами в этом отношении.
     Наконец, необходимо указать, что истекший год внес чрезвычайно много нервности в работу по проф.-техническому образованию также и потому, что он снова возродил стремления со стороны ведомств относительно, как это

стр. 183

принято говорить, "разбазаривания" профессионально-технического образования по отдельным ведомствам. Дело в том, что в самом начале финансовый кризис прежде всего отразился на ведомствах, не имеющих производственной базы, на тех, которые не располагают иными средствами, кроме кредита со стороны государства, - в первую голову на органах народного просвещения. Этот кризис создал иллюзию в других ведомствах, что они на дело профессионально-технического образования в состоянии дать больше, чем Наркомпрос. Но как только дело установления государственного бюджета было упорядочено, как только все было введено в определенные рамки, как только иссяк источник оборотных средств в виде распродажи старых запасов и когда производственные ведомства почувствовали, что в области финансов они также очень ограничены, - вопрос сошел со сцены и перестал быть таким актуальным, каким был раньше. Но одновременно и Наркомпрос шел навстречу и устанавливал в тех или других случаях соглашения с соответствующими ведомствами. Особенно сильный напор шел на Главпрофобр со стороны Наркомзема. Еще Всероссийский С'езд Советов в декабре месяце установил необходимость передачи сельскохозяйственного образования в Наркомзем. Но тем не менее нам удалось достигнуть соглашения с Наркомземом, которое не пошло по линии передачи, а лишь дало возможность НКЗему установить свое влияние на эти учебные заведения. Одновременно это соглашение устанавливает такие отношения в области материальной, которые позволяют Наркомзему уделять на дело сельскохозяйственного образования то, что он может. По этому соглашению член коллегии Наркомзема является членом коллегии Главпрофобра, заведующим отделом сельскохозяйственного образования. Вместе с тем ассигнования на сельскохозяйственное образование в части учебно-педагогического персонала идут по смете Наркомпроса, а в части хозяйственных расходов по смете Наркомзема. Нужно сказать, что по установлении этого соглашения работа шла более или менее гладко, шероховатостей крупных не было. Были, конечно, отдельные недоразумения, но в общем и они сглаживались. Но если в центре вопрос взаимоотношений прошел более или менее гладко, то не так обстояло и обстоит дело по отношению к сельскохозяйственному образованию на местах. Там мира между Губземотделом и Губпрофобром не существует, или существует в виде исключения по отдельным губерниям, в остальных же продолжается, правда, глухая, но все же борьба за овладение сельскохозяйственным образованием. Можно надеяться, что в наступающем году, отчасти с проведением нового бюджета эти отношения удастся урегулировать до конца.
     Кроме того за это же время НКПросом заключено соглашение с НКПС в более широком масштабе не только по линии профессионально-технического образования, а по всей линии просвещения. По сути оно закрепило то, что было и раньше. Вся работа по народному просвещению на транспорте вливается отчасти в Цекультран, отчасти в ведомство НКПС. Что касается управления профессионально-технического образования НКПС, то оно является вместе с тем отделом Главпрофобра. Нужно сказать, что связь

стр. 184

Главпрофобра и Транпрофобра установлена более тесная лишь за последние месяцы, тогда как раньше Транпрофобр работал достаточно самостоятельно. Теперь начальник Учтранпрофобра принимает участие в совете по делам низшего и среднего профессионально-технического образования, который организован в Главпрофобре. Также он имеет постоянные доклады у заместителя заведующего Главпрофобром, что дает возможность регулировать и связывать работу Транпрофобра с общей работой Главпрофобра.
     Далее установлено соглашение с Наркомпочтелем, согласно которому мы имеем в недрах отдела профессионального образования рабочих небольшой аппарат, который работает по образованию Нарсвязи. Здесь также учебно-педагогический персонал идет по нашей смете, а все остальные расходы по смете Наркомпочтеля.
     С ВСНХ Главпрофобром установлены также довольно тесные отношения, но несколько иного порядка. ВСНХ считает, что если он сможет помогать учебным заведениям, то он сделает это и без всяких перечислений. Он вводит в нашу коллегию своего члена президиума, который будет наблюдать за работой отдела индустриально-технического образования и затем, кроме того, он устанавливает принцип патронирования, согласно которому помогает натурою и дензнаками отдельным учебным заведениям. Помощь эта по отношению к ВУЗ выразилась уже и теперь в достаточно солидной цифре. По последней справке, относящейся к последним числам августа с.г., ВСНХ ассигновал высшим учебным заведениям, в которых он заинтересован, за два истекшие месяца 400.000.000.000 рублей, из которых довольно много пошло натурой, в виде предоставления топлива. Несомненно, что ВСНХ из всех ведомств наиболее реально осуществляет помощь делу профессионально-технического образования, в котором он заинтересован. Кроме того он стремится свои организационные отношения с Главпрофобром направить по более правильному руслу.
     На этом историческую справку о 1921-1922 учебном годе можно считать законченной. По сути дела она дает уже одну часть картины состояния профессионально-технического образования. Но, конечно, это только одна часть. Другая часть заключается в том, насколько профессиональные учебные заведения удовлетворяют потребность в тех специалистах, которых они у себя подготовляют. Нужно сказать, что на этот вопрос ответить до чрезвычайности трудно. Прежде всего, для того, чтобы решить его, нужно знать, какой спрос на специалистов различных специальностей и квалификаций существует у соответствующих ведомств. Но как раз на этот вопрос получить ответ до последней степени трудно. Нужно сказать, что по отдельным типам учебных заведений, по отдельным специальностям Главпрофобр стремился получить соответствующие задания; была затрачена масса сил и времени, но, несмотря на это, до сих пор нет действительного представления о том, что в конце концов от Главпрофобра требуется.
     Возьмем, например, индустриально-технические учебные заведения и посмотрим, как здесь обстоит дело. Нужно сказать, что мы в этой области

стр. 185

имели заявку только со стороны ВСНХ, хотя заинтересован не только ВСНХ, но и ряд других ведомств - НКВД, НКПС и др. Заявка эта относилась к осени 1921 г., но ясно, что после того сжатия промышленности, которое за это время произошло и которое продолжает все еще происходить, эта заявка теперь уже не дает никакого представления о действительной надобности промышленности в данный момент. А когда Главпрофобр снова запрашивал Наркомтруд и ВСНХ, то от ВСНХ никакого ответа не получилось, а Наркомтруд сказал, что до тех пор, пока не будет установлен урожай и дальнейшие перспективы развития нашей промышленности, никакой справки о том, что нужно нашей промышленности в области подготовки новых специалистов, Наркомтруд дать не может. Это уже одно говорит о том, что в этом отношении Главпрофобр поставлен в достаточно тяжелое положение. Он не знает, на какой спрос он работает. Осенью 1921 года ВСНХ претендовал, чтобы Главпрофобр выпустил 4.000 инженеров и 13.630 техников. Эти цифры чрезвычайно преувеличены; очевидно, их нужно как-то корректировать. Мы пытались достать нужные сведения из соответствующих профсоюзов, но и от них мы не получили достаточно ясного ответа. Приходилось вычислять надобность в инженерах таким теоретическим порядком: брали цифры рабочих, зачисленных в соответствующий профсоюз, устанавливали обычный нормальный процент инженеров и техников по отношению к рабочим и теоретически устанавливали цифру инженеров и техников, потребных для данной отрасли промышленности. Произведенный таким образом совместно с профсоюзами расчет с одной стороны, с другой стороны общие соображения, которые всем нам известны, о которых неоднократно писалось в печати, например, о количестве безработных в той или иной отрасли и т. д., - вот те данные, на основе которых приходилось Главпрофобру корректировать указанную преувеличенную заявку. Все эти данные согласно говорят о том, что эту заявку нужно очень понизить. Когда же мы сравниваем выверенные таким образом цифры с количеством выпускаемых фактически инженеров и техников, мы в общем и целом приходим к следующим выводам. В области индустриально-технического образования, за исключением школ фабзавуча и курсов профессионального образования рабочих, мы имеем приблизительное соответствие с потребностью, а по некоторым отраслям даже превышение, как, например, в области электротехники, где учебные заведения выпускают больше чем надобно. Но несомненно, что дальнейшее развитие народного хозяйства и прежде всего в области строительства вызовет немедленное несоответствие и покажет, что мы выпускаем недостаточное количество работников. Но уже и теперь мы даем недостаточное количество специалистов в области добывающей промышленности. Это зависит от того, что достаточного количества учебных заведений, обслуживающих эту отрасль промышленности, никогда в России не имелось.
     Перейдем теперь к абсолютным цифрам выпусков учебных заведений. Мы имеем специальную таблицу, которая указывает на программу выпуска инженеров на ближайшее пятилетие, основанную на точных цифровых данных.

стр. 186

В этом году мы выпустили по всей России 1.405 инженеров, в следующем году мы будем иметь 2.270, в 1924 г. - 3.311, в 1925 году - 3.826.
     Здесь надо обратить внимание на систематическое увеличение выпусков. Это - вещь, характерная для всех видов профессионально-технического образования, ибо истекший год есть последний год ненормального существования высшей школы, когда выпуски были невелики вследствие военных обстоятельств, условий империалистической и гражданской войны. С настоящего учебного года мы будем иметь нормальные выпуски. Это будет первый год, когда второй и третий курс будут работать с полной или почти полной нагрузкой.
     Что касается средних учебных заведений, то в этом году мы выпустили техников и мастеров около 4.000, точно 3.800; квалифицированных рабочих из профессионально-технических школ свыше 2.000; квалифицированных рабочих для нужд сельскохозяйственной и мелкой промышленности около 1.500. Эти данные более или менее точные.
     Обратимся теперь к другому виду профессионально-технического образования, к сельскохозяйственному. Мы имеем заявки со стороны Наркомзема, которые в недрах самого Наркомзема признаются преувеличенными на 50%. Заявки эти исчисляются очень большими цифрами. Так, например, Наркомзем требует в этом году агрономов 20.000 и специалистов с образованием техникума 13.000. Но, как я уже указывала, сам Наркомзем считает их преувеличенными на 50%. Теперь, что же дает Главпрофобр в области сельского хозяйства. Из сельскохозяйственных учебных заведений всех видов, кроме высших, мы выпустили всего лишь около 3.000 человек в этом году. Некоторое увеличение начнется с будущего года. Примерно оно будет такое: в размер от одной трети до половины в наступающем году и от половины до 2/3 в следующих годах; в будущем году мы будем иметь 4.000 человек, а затем по 4.500. Выпуски высших сельскохозяйственных учебных заведений в 1922 г. дадут 732 человека. Совершенно ясно, что если сравнить эти цифры с заявками Наркомзема, даже уменьшенными на 50%, то выпуски не удовлетворят вполне потребностей сельского хозяйства на квалификацированную силу и в течение пяти лет.
     Что касается медицинского образования, то здесь Главпрофобр имеет также заявки от Наркомздрава. Он считает, что ему необходимо 16.000 врачей для лечебниц и около 4.000 на специальные виды медицинской работы, на школьно-санитарную и т. д. Потребность в среднем медицинском персонале 45-50 тысяч. Между тем мы даем такого рода цифры. В этом году мы выпустили 2.340 человек из высших учебных заведений и 600 человек из средних. В будущем году мы будем иметь в области средних учебных заведений увеличение на 25%, а из высших учебных заведений выпустим уже 2.500. Эти цифры действительны и для ближайших годов. Совершенно ясно, что тогда потребность Наркоздрава во врачебной силе и в среднем медицинском персонале будет покрыта лишь спустя чрезвычайно длительный промежуток времени. Совершенно несомненно, следовательно, что здесь на-лицо

стр. 187

имеется очень большое несоответствие, по сравнению с тем, что требуется. Но нужно, однако, отметить, что сейчас, несмотря на этот сам собою напрашивающийся вывод, мы имеем резко выраженную безработицу, имеем целый ряд врачей, которые не знают как приложить свои силы. Обстановка финансового кризиса, вызвавшая чрезвычайно резкое и сильное сокращение штата в больницах, закрытие целого ряда сельских больниц, выбросила в качестве безработных очень значительное количество работников в области медицинского образования.
     С этим же явлением мы сталкиваемся и в области педагогического образования. Нам представляют чрезвычайно большие заявки. Один Главсоцвос требует 235.000 человек, но совершенно ясно, что эта заявка совершенно не реальная, ибо сейчас по своему бюджету Главсоцвос получает по госснабжению средства только на 103.000 единиц учебно-педагогического персонала по всей РСФСР. Если считать, что столько же у него имеется на местные средства, то все равно его заявка на новых работников ни с чем не согласована и с ней считаться не приходится. Сколько же мы выпускаем? В этом году Главпрофобр выпустил из высших педагогических учебных заведений около 1.000 человек. У нас зарегистрирована цифра 757 человек, но мы считаем ее несколько преуменьшенной, потому что здесь сосчитаны не все высшие учебные заведения. Если сосчитать не только высшие учебные заведения, но и все остальные, то общее число будет равняться 3.717. В будущем году мы сумеем выпустить около 5.000 человек и затем в последующих годах от 6.000 до 6.500. Ясно, что это выпуск очень небольшой. Но, основываясь на тех сведениях, которые имеются о размерах оставшейся сети, на планах ее развития и на данных о безработице, которая во всех областях народного просвещения в настоящее время имеется, совершенно несомненно, что для данного момента и для ближайших лет потребность в новых работниках просвещения удовлетворяется.
     Что касается социально-экономического образования, то нужно сказать, что этот отдел находится в самых невыгодных условиях. Он обслуживает несколько ведомств зараз, но получить от кого-либо из них точные заявки совершенно не удалось и, вероятно, в скором времени не удастся. На основании общих соображений о характере и быстроте пристраивания оканчивающих специалистов и общем состоянии народного хозяйства в соответствующих областях, можно сказать, что пока что эта потребность более или менее удовлетворяется, но развитие новой экономической политики в ближайшее же время даст почувствовать, что наша сеть недостаточна.
     Школы фабрично-заводского ученичества обслуживают всего лишь одну треть того количества рабочих подростков, которое бронируется декретом Совнаркома. Что касается профессионального образования рабочих, то из той справки, которая приведена выше о его современном состоянии, совершенно ясно, что в этом отношении Главпрофобр далеко не дает того, что от него требуется.
     Необходимо также отметить, что у нас совершенно не организовано

стр. 188

использование той квалифицированной силы, которая оканчивает наши учебные заведения. По положению использование организуется Наркомтрудом, к которому должны сходиться спрос и предложение. После долгих усилий Главпрофобру удалось получить справку из Наркомтруда о том, как шло распределение квалифицированной рабочей силы с 1 января по 1 июня 1922 г. Из этой справки видно, что плановый спрос был заявлен лишь на 891 специалиста, при чем он был удовлетворен в размере всего лишь 11,8%, между тем как спрос внеплановый заявлен был на 984 чел. и удовлетворен на все 100%. Цифры этой справки определенно и ясно показывают, что никакой организации по части распределения квалифицированных сил не имеется, что окончившие специалисты стихийно устраиваются где могут. Это в значительной степени осложняет вопрос об удовлетворении потребности в квалифицированной силе и лишь увеличивает искусственно тот недостаток в ней, который имеется в отдельных отраслях. С этим обстоятельством нужно покончить, и как профсоюзы, так и ведомства должны приложить все свои силы, чтобы этому положить предел и как-нибудь наладить распределение окончивших специалистов.
     Прежде чем закончить общий обзор состояния профессионально-технического образования, необходимо в общих чертах коснуться того, что за истекший учебный год удалось сделать в области реформы преподавания. Нужно признаться, что в этой области сделано мало, и то, что сделано досталось с чрезвычайно большим трудом по той простой причине, что Главпрофобр не мог развернуть работу в области учебно-методической за полным отсутствием средств на эту работу. Во всяких ассигновках на это дело было отказано. Главпрофобр не имел возможности даже разрабатывать программы. А если иногда и удавалось разрабатывать какую-либо программу, то он не в состоянии был ее опубликовать и разослать для руководства в учебные заведения. Все, что удается выкраивать на это дело, выкраивается из ассигнований на хозяйственные расходы учебных заведений, делается с явным нарушением их интересов, тем не менее делать это, в целом ряде случаев приходится, ибо другим способом выйти из этой тяжелой обстановки невозможно. Наиболее крупные шаги в области реформ профессионально-технического образования сделаны Главпрофобром в отношении социально-экономического образования: лишь в этом году было приступлено к осуществлению очень старого декрета Совнаркома о реформе преподавания общественных наук. Здесь опять таки все сделанное относится лишь к высшим учебным заведениям. После двух лет неудачных попыток Наркомпрос пришел к заключению, что мы только в том случае возьмем в свои руки социально-экономическое образование, если очень сильно сократим сеть высших социально-экономических учебных заведений. И в этом году Главпрофобром был закрыт целый ряд факультетов общественных наук и целый ряд экономических отделений политехнических институтов. Сейчас осталось лишь очень ограниченное количество таких факультетов, что и позволит подобрать надлежащий состав профессоров для основных дисциплин, определяющих

стр. 189

миросозерцание и физиономию работников, которые будут выходить из этих факультетов. Затем мы приступили к реформе преподавания так называемого научного минимума, обязательного для всех высших учебных заведений, что делаем опять таки ценою сокращения размера минимума, сведения его до размера политграмоты, ибо предшествующие два года показали, что минимум оставался только на бумаге, или, что еще хуже, преподавание переходило фактически в абсолютно неподходящие руки. Теперь научно-политическая секция Гос. Ученого Совета приняла сокращение этого минимума и происходит договаривание с политическими организациями о том, чтоб для осуществления его в порядке обязательно были привлечены подготовленные для этого работники, что делается возможным, раз минимум сокращен до курса политграмоты. Вся эта работа проделана чрезвычайно несовершенно, потому что у Главпрофобра не было необходимых средств для нее. Очередной задачей, которая должна быть поддержана ведомствами в Совнаркоме, является получение достаточных средств на учебно-методическую работу. Но этим не ограничивается НКПрос. Ему нужно весь свой аппарат, а следовательно, и аппарат Главпрофобра перестроить так, чтоб центр тяжести его работы с материального обслуживания учебных заведений, был перенесен в сторону учебно-методического руководства ими.
     Нельзя обойти молчанием также и крайней слабости местных органов Главпрофобра. Как и Главпрофобр, они выдвинуты в единый аппарат Губоно, но, к сожалению, они там заняли неподобающее им, слишком малое место. Я уже указывала, что средства, направляемые на содержание проф.-технического образования, растекаются, идут в общий котел губернских отделов народного образования. Но нельзя не отметить также, что и самые аппараты Губпрофобров сведены до таких ничтожных размеров, что ими совершенно невозможно оперировать для управления массовыми профессионально-техническими учебными заведениями. Так, максимальный штат Губпрофобра - 8 человек, минимальный - 3 человека. Ясно, что работу с 8-ю человеками можно ставить только в том случае, если заведующий не только руководит работой, но и выполняет всю ее черновую часть. Кроме того, чрезвычайно ничтожные ставки, которые имеются в распоряжении Губоно, приводят к тому, что мы не в состоянии задержать в аппарате Губпрофобра квалифицированной силы. Тем самым, Губпрофобр опять-таки теряет значение, как орган, задача которого заключается в учебно-методическом руководстве. Далее отношения с Губоно оставляют желать много лучшего. Бывали случаи, когда Губпрофобру запрещали даже сноситься с Главпрофобром, хотя бы даже послать простую справку, простой запрос; оказывается и этого без подписи зав. Губоно сделать нельзя. Губпрофобры не в состоянии без подписи заведующего Губоно послать то или иное предписание подчиненным ему профтехническим учебным заведениям. Получается картина, что Губпрофобр - это орган совершенно маломощный, которому оказывается со стороны руководящего губернского отдела народного образования чрезвычайное недоверие. При таких условиях дело профтехнического образования,

стр. 190

конечно, не может вестись сколько-нибудь нормально. Здесь приходится нажимать на Губоно, в смысле изменения всех этих условий и превращения Губпрофобра, в известных пределах, в нечто самостоятельное, в нечто имеющее инициативу и возможность направлять работу профтехнического образования так, как это необходимо. И хотя Наркомпрос - центральный орган народного просвещения, в этом отношении совершенно не разделяет тенденцию местных органов Губоно, но парализовать уже установившийся модус чрезвычайно трудно.
     Теперь я подведу итоги тому, что мною уже сказано. Эти итоги в общих чертах сводятся к следующему: мы можем считать, что проф.-техническим образованием организованный период уже изжит, и мы теперь вступаем в период глубокой внутренней работы, в период работы учебно-методической. Для этого необходимо построить соответствующий аппарат и получить соответствующую материальную базу. Этот период раскрывает целый ряд совершенно определенных задач в области проф.-технического образования. Часть этих задач вытекает из того, что мною уже сказано, часть имеет несколько самостоятельное значение. Не останавливаясь на задачах, уже отмечавшихся выше, я отмечу здесь лишь некоторые, специально ранее не отмеченные. Это прежде всего - вопрос относительно дальнейшего развития проф.-технического образования, и того плана, по которому оно пойдет. В данный момент, мы стоим перед вопросом о необходимости пересмотреть самую схему проф.-технического образования, ибо предшествующий период наметил перед нами целый ряд несоответствий между типами схемы и типами живой жизни, бросающихся в глаза и мешающих работать. Кроме того, следует отметить невязку между отдельными ступенями проф.-технического образования. С другой стороны, мы имеем на-лицо невязку между системой проф.-технического образования и системой общего образования. Например, мы знаем, что та подготовка, которую дают школы II ступени, чрезвычайно недостаточна для поступления в высшие учебные заведения. Это обстоятельство заставило высшие учебные заведения строить у себя приросты в виде различного рода общеобразовательных курсов. Далее надо было наши техникумы связать, с одной стороны, со школами 2-й ступени, с другой стороны - с высшими учебными заведениями, и притом так, чтобы не создавать из них ни проходных дверей, ни тупиков. Одним словом, надо дать отдельным ступеням профтехнического образования законченное целое. В том же направлении пересмотра действовал целый ряд других мотивов. Здесь нельзя останавливаться на особенностях новой схемы; этому следует посвятить особую статью. Я же отмечу только, что на основе этой новой схемы мы должны будем ввести больший порядок в отдельные типы проф.-технических учебных заведений, дать определенную оценку тем отклонениям, которые были вызваны жизнью: признать их вредными и поставить, в таком случае, определенный срок для их ликвидации или признать их жизненными, и тогда найти им место в схеме. Эта работа почти уже закончена.
     Вместе с тем, эта задача чрезвычайно тесно связана с планом дальнейшего

стр. 191

развития профтехнического образования, непосредственно примыкая к другой задаче, к задаче установления взаимоотношений соответствующих картине нашей хозяйственной жизни, между отдельными специальными типами профтехнического образования. Давно уже известно, что у нас наблюдается совершенно ненормальное соотношение между сельскохозяйственным и индустриально-техническим образованием, что центр тяжести у нас находится не там, где ему надлежит быть. Это об'ясняется тем наследством, которое мы получили от прошлого; это ненормальное соотношение создала еще эпоха самодержавия. Его надо изменить. За год революции оно уже потерпело всякого рода изменения, и мы уже имеем наибольшее количество новых школ соответствующего типа, именно в области сельского хозяйства. Дальнейший план ведения профтехнического образования должен будет предусмотреть, что, при дальнейшем развитии дела, центр тяжести был постепенно перемещен в область сельскохозяйственного образования. Этого требует вся структура нашей хозяйственной жизни.
     Наконец, в качестве очередной задачи необходимо отметить также установление органической связи между учебной жизнью и жизнью производственной. Например, нам не удается связать ту или иную индустриально-техническую школу с соответствующим заводом так, чтобы, занимаясь учебными задачами, студенты в то же самое время выполняли определенные производственные задания, необходимые этому заводу. Нужно сказать, что Главпрофобру чрезвычайно трудно удается даже, во время вакаций, устроить студентов на практику. Конечно, это вещь совершенно ненормальная, приводящая к тому, что из учебных заведений выходят люди, не могущие непосредственно вдвинуться в производство, люди, которым нужно приобретать еще производственные навыки в течение определенного ряда лет. Эту ненормальность нужно изжить и школу нужно связать с заводом неразрывной органической связью. Ясно, что этой работы Главпрофобр не мог проделать, как орган профтехнического образования. Эту работу можно проделать только в тесном единении и, можно сказать, даже по указанию соответствующих производственных ведомств.

home