стр. 283

     А. Н.

     Анна Баркова. Женщина. Стихотворения. Предисловие А. В. Луначарского. Государств. Из-во. П. 1922. Стр. 96.

     Свежий, многообразный талант. Простота, искренность. Вот что обнаруживает книга Барковой. Стихотворения ее не крикливы, местами недостаточно оттенены, но они задушевны, свежи своей непосредственностью. Неуравновешенность молодой женской души раскрывает поэтесса. Бодрая вера и сомнения, надежда и разочарования, любовь и печаль, под'ем и падения - вот та лестница, по которой проходит женщина, она как грешница обнажается перед исповедью и буйствует от избытка сил. То сжимается светлой печалью, то сгорает в порывах мятежных.

          Я пущусь под напев разудалый,
          Под безумное гиканье в пляс.

     А через несколько строчек усталость.

          Я больна. Не люблю я танца.
          Перестаньте на танцы звать.
          Я горю предсмертным багрянцем,
          Неудобна моя кровать.

     Девушка красноармейка, "с красной звездой на рукаве", идет в "освободительный бой" и уверенно говорит:

          Сохранилась из всех моих вер
          Вера в красную звезду.

     И это, конечно, девушкины слова с "удалой усмешкой на лице":

стр. 284

          Я - преступница; я церкви взрываю
          И у пламени, буйствуя, пляшу.
          ...Я восстала среди моленья,
          На проклятие священных книг.

     Но под'емы не бесконечны. После взлета - падение, и девушка героиня признается своему товарищу-возлюбленному:

          Если в борьбе я струшу,
          Пожалей меня, - пристрели.

     В стихотворении "Две поэтессы" Баркова не скрывает, что ее песни "отрывочны, невнятны", видит впереди другую поэтессу "великой эры" и обращается к ней с просьбой:

          Топчи, топчи мои песни-цветы!
          Утоли жажду моей веры
          Из чаши новой красоты.

     Жаждой веры в новую красоту многогранной женской души, восставшей из векового рабства, проникнута вся книга. Женщина, о которой поет Баркова, хочет быть гордой и сильной, ей нужна "вселюдская любовь" - про себя она говорит:

          Люди, я - ваше порождение,
          Дерзновенное ваше дитя.
          Как возлюбленные, станьте нежны вы.
          А если с отдельным изменю,
          Предайте меня ревниво,
          Беспощадного гнева огню.

     Это все скачки настроений. Дальше видим, что женщина не постоянна, изменяет своим клятвам, становится вдруг маленькой, робкой. Ее можно, как бессильную птицу, лаской словить, обольстя испугать. В битве она часто мечтает "склониться к сильной груди молодого врага". И тогда:

          Падает меч из руки онемелой -
          Вот он последний великий искус!
          К сердцу врага приникаю несмело
          И - с героиней в себе расстаюсь.

     Баркова берет не показную, не плакатную, а действительно живую, мятущуюся душу женщины. Когда дочитываешь книгу до конца, то все "обрывочные, непонятные", на первый взгляд, песни становятся цельными, выявляющими глубину нераскрытую. Молодая поэтесса стоит пока еще на первых ступенях своего творчества, путь ее только начат, это не последнее слово.

home