стр. 283

     Н. А.

     М. Герасимов. Негасимая сила. Стихи. Издательство "Кузница". М. 1922 г. Стр. 110.

     М. Герасимов последовал рецепту сложного пролеткультовского диагноза современной поэзии. Взяв у буржуазных поэтов технику последних поэтических достижений, он ничего не изменил в миросозерцании своем, идущем от полей и деревенской затаенной вражды к городу, с одной стороны, и необходимость участвовать в работе этого города, с другой. Действие этого рецепта не оздоровило, однако, его эклектизма. Сваленные в одну кучу приемы Верхарна, Маяковского, Мариенгофа, сдобренные к тому же "весомостью" такой терминологии как "таинство", "нимбы", "литургия истины", "солнцепенная Диана", "сфинксы" и т. п. украшениями модернистского словаря еще не дают понятия о собственном лице поэта.
     И хотя уверяет М. Герасимов, что:

          Довольно на солнышке ленивом
          Сонной завалинки
          Елейно мурлыкала солома
          Ектеньи кутейные (?)

и что

          На подвиги иные
          Притягивают города магнитные.

заверения эти остаются на совести автора. Ибо гораздо сроднее ему очевидно такие строки:

          Мне странно видеть странников,
          Что выстроились в ряд,
          Подсолнухов избранников,
          Их нимбы и наряд.
          Их пламень златолиственный
          Над золотом голов
          Пред литургией истины
          Без музыки и слов.

     Главным недостатком М. Герасимова остается неопределенность материала, не только речевого, но часто и прочитанного и воспринятого целиком в образе. Так, например, если сравнить его строки:

          Резче капай
          Зерно за зерном
          С мозолистой лапы
          Сгущенные лучи солнца.

     С образом из стихотворения Б. Пастернака "Уральские стихи", напечатанных в N 2 "Красной Нови", ясна эта непереваренность чужого наблюдения и подчиненность ему.
     А этот пример не единичен. Образы Маяковского встречаются у М. Герасимова чаще, чем это требуется простой склонностью к этому поэту; его же приемы разжижены и ослаблены в строфах "Негасимой силы".
     Со всем тем нам кажется, что М. Герасимов только ищет свое "необщее выражение", а глубокая горечь и острое ощущение действительности некоторых строф, как, напр., в стих. "Черная пена", - выведут автора на свой никем не исхоженный путь.

home