стр. 251

     Р. Михайлов.

     ИСТОРИЯ КИНО

     Н. ЛЕБЕДЕВ. Кино, его краткая история, его возможности, его строительство в советском государстве. ГИЗ, Москва, 1924 г. Стр. 214. Т. 5000 экз. Цена 1 р. 10 к.
     Эта непритязательная книга не трактует вопросов теории кино, как искусства. Автор ее очевидно далек от кино-творчества. Книга трактует кинематографию с ее технической и коммерческой стороны. Сам Н. Лебедев пишет в своем предисловии: "Лежащая перед читателем брошюра есть первый советский опыт популярной систематизации имеющихся в наличности скудных материалов". Передавая элементарные факты из краткой истории кино на Западе и в России, добросовестно, хотя и очень скучно, рассказывая об его возможностях - автор компилирует и популяризует имеющуюся литературу, преимущественно выпущенную до Ноева потопа литературу "столпов" российской кинематографии: Алейникова, Ермольева, Маурина и т. п.
     В части, касающейся кино-строительства в советском государстве, Н. Лебедев фиксирует основную цель киностроительства в СССР: "Максимальное насыщение территории ССР кино-аппаратами; регулярное снабжение их культурно-воспитательными фильмами всех видов; превращение кинематографа из орудия фиска в орудие коммунистического воздействия на широчайшие рабоче-крестьянские массы".
     Общий расход по кинофикации Союза исчисляется Н. Лебедевым в 35.000.000 рублей. Все эти расчеты имеют интерес для руководителей кинематографии, в книжку же, предназначенную для широких читательских масс, они попали совершенно напрасно.
     В отношении организации проката Н. Лебедев честно рассказывает о трех точках зрения: требования монополии проката союзным республикам, предоставления

стр. 252

монополии не только четырем союзным республикам, но и автономным областям и наконец, требование свободы деятельности для всех советских организаций. К которой из этих точек зрения склоняется сам Лебедев, уразуметь трудно. Он просто сообщает, что "в комиссии т. Манцева победила первая из них".
     Вывод книжки, изложенный автором в заключении "коммунисты, комсомольцы, профкультработники, пополняйте ряды агитаторов за кино!" Заключение так и называется: "агитируйте за кино."
     Нам думается, что одной агитации маловато. Нужна конкретная, творческая работа.
     Очень интересно приложение к книжке, отзывы о кино т.т. Зиновьева, Калинина, Керженцева и др., резолюция XIII партс'езда о кино и статья Л. Д. Троцкого "Водка, церковь и кинематограф".
     Вообще говоря, - первые две части книги Лебедева представляют собою не бесполезную, хотя и скучноватую компиляцию.
     Но Лебедеву надо было быть последовательнее: когда кино-секция ВАПП'а провозгласила своим лозунгом "завоевание пролетарской идеологией кинематографии", наш автор разразился в кино-газете громовой статейкой на тему: "Чего завоевывать, когда кинематография де уже в наших руках, национализирована?".
     Книжку же свою Н. Лебедев совсем неожиданно заканчивает: "Только дружными усилиями тысяч и тысяч добровольцев активистов мы сумеем... овладеть кинематографом, подчинить его себе и поставить на реальную почву вопрос о грандиозной кинофикации СССР".
     Жмем вашу руку, т. Лебедев. Только... вас не исключат из АРК'а за... напостовство?

home