стр. 171

     М. Рубинштейн.

     БОРЬБА ЗА НЕФТЬ.

     (Francis Delaisi - Le Petrole. Paris. Pagot - La politique et la production).

     Одной из любопытнейших новинок западно-европейской экономической литературы является яркий и талантливый очерк Делези о "нефти". Эта книга, что называется, "шумит".
     Только появившись в конце 1921 года в Париже, она была немедленно переведена на английский язык*1, вызвав оживленнейшие комментарии в английской и американской рабочей прессе. И, действительно, содержание этой книги представляет для рабочего движения захватывающий интерес, несмотря на крупные недостатки. Делези - экономист, сочувствующий реформистскому синдикализму, горячий французский патриот. В длинном предисловии он дает путанное и туманное изложение синдикалистских идей, обрушиваясь на партии и "политику". В его книжке не найти острого марксистского анализа, помогающего распутать сложнейшие узлы экономической действительности. Насквозь буржуазная психология автора едва прикрывается витиеватыми французскими фразами. И тем не менее трудно найти книгу, представляющую по своему фактическому содержанию больший интерес для рабочего класса. С небывалой яркостью встает перед нами картина борьбы за нефть, гигантской схватки 2-х трестов за обладание миром. Стандард Ойль и Шелл-Ройяль-Дотч - вот основные пружины современного сверх-капитализма, решающие "судьбы царств и участь королей". И одновременно с обнаженной откровенностью раскрываются перед читателем глубокие противоречия в стане победителей, - всемогущей Антанты, раздираемой на части и в агонии конечного кризиса готовящей человечеству новые войны.
     Первые главы книги дают яркую картину технической революции, происходящей теперь на Западе. Пол века нефть была монополией Соед. Штатов. В дебрях Пенсильвании, Калифорнии и Оклагомы бродили "дикие кошки", как называли там охотников за нефтью, вмиг составлялись состояния из начинавших бить из земли фонтанов. Трудности были не столько в добыче нефти, как в ее транспорте, так как почти все местонахождения ее
_______________
     *1 Oil Its Influence on Politics. By F. Delaisi. Labour Publishing Co. London.

стр. 172

были в пустынных местах, вдали от центров потребления. Целый переворот произвела смелая идея Рокфеллера соорудить трубопроводы, по которым нефть перегонялась на сотни миль в гигантские резервуары и перегонные заводы, откуда ее развозили по всему миру поезда-цистерны и флоты наливных суден.
     Рокфеллер нашел для этой системы огромные капиталы. Цена нефти на мировом рынке значительно понизилась. Впервые применившая трубопроводы компания Стандард-Ойль стала хозяином рынка. Субсидируя мелкие о-ва по добыче нефти, определяя цены и держа в своих руках транспорт и перегонку, Стандард-Ойль фактически монополизировала 95% добычи нефти в Соед. Штатах и распространила американскую нефть по всему миру.
     Чтобы приспособиться к закону против трестов, Стандард-Ойль разбилась на 20 обществ - пустое изменение формы для одурачивания америк. демократических чувств. За стариком Рокфеллером в др. частях света последовали имитаторы. Ротшильд через посредство Нобеля теми же приемами эксплоатировал Баку, голландцы образовали компанию Рояль-Дотч (по-голландски Koninklijke Nederlandsche Maatschappii) для эксплоатации источников Суматры, Явы и Борнео. Затем английские, французские, германские и австрийские о-ва стали исследовать поля Галиции и Румынии, Турции и Персии.
     Жадное к свету и теплу человечество всасывало всю нефть, поступавшую на рынок. Франция, Англия и Германия сами нефти не добывали, но из-за конкуренции разных компаний получали ее дешевле, чем страны с источниками, куда они, кроме того, вкладывали свои капиталы. 50 лет нефть была одной из наиболее мирных отраслей промышленности.
     Керосин был лишь скромным средством освещения в лампах или в редких случаях применяется в домашних печурках. Из этих областей его изгоняет газ и электричество. Нефтевладельцы уже думали о сокращении производства. Но ряд технических открытий опрокидывает все это равновесие. Между 1900 и 1910 г.г. открывают и совершенствуют мотор внутреннего сгорания и начинается стремительное развитие автомобилизма. Это дает новый толчок поискам за нефтью, в полях Мексики, в Центральной Америке и Бирме. Но движущий автомобили бензин поглощает только 60-75% нефти. Часть остатка идет на смазочные масла и парафин, но большая часть остается в виде мазута, безусловно горючего, но неприменимого, вследствие высокой температуры, необходимой для зажигания.
     И вот появляется великое изобретение Дизеля - двигатель, действующий на мазуте, сжимаемом в цилиндре и образующем взрывчатую массу, двигающую поршень без всяких магнетто. Пускание Дизеля в ход требует сильного вспомогательного двигателя, что делает невозможным применение мазута в автомобилизме. Но повсюду, где возможны тяжелые установки, в промышленности, ж.-д. и водном транспорте, мазут оказывается самым выгодным топливом. Преимущества его были огромны. Ненужность котла, большее количество калорий в том же об'еме и одновременно меньший об'ем при том же весе позволили дизель-моторам занимать гораздо меньшее место, чем той же

стр. 173

мощности паровые машины. Это была целая революция. Дизель стал проникать повсюду, вытесняя паровики. И особенно ярко это вытеснение проявилось в навигации.
     Сначала мелкие каботажные судна, затем все более крупные пароходы стали переходить на нефть. И в то время, как пароход на угле может быть в море без нагрузки топливом максимум 15 дней, нефтяной теплоход может взять с собой запас горючего на 57 дней. Нефть стала покорять моря. Очень большие пароходы не могли установить Дизелей. Тогда кто-то придумал просто сжигать мазут в топках из котлов, к которым необходимо для этого приспособить мощные инжектора, распыляющие мазут и смешивающие его с воздухом. И при таком способе употребления мазут дает на 70% больше тепла, чем уголь, дешевле его и занимает меньше об'ема, сам втекает в топку, позволяет развить огромные скорости, дает преимущества экономии персонала и легкости употребления. Район действия судна увеличивается на 50% при экономии топлива свыше 30%. Не трудно представить, какое значение эти преимущества имеют для крейсеров и дредноутов, позволяя им увеличивать вес брони и пушек. С введением нефтяного отопления американский военный, а затем и торговый флот совершенно переродились. Мазут сбросил уголь с трона.
     Этот простой факт вызвал огромные последствия. Прогресс мазута во флоте стал грозить морскому могуществу Англии. Это могущество покоилось не столько на судах и воспитанном веками человеческом персонале, сколько на обладании топливом. Тысячи угольных станций Британской империи были рассеяны на всех морских путях вселенной. Ни одно судно не могло пересечь океан без разрешения "владычицы морей". Английской промышленности и транспорту топливо стоило дешевле, чем другим странам. На этом основывалось все коммерческое и промышленное преуспеяние страны. Мазут все это изменил. Англия не имеет своей нефти, тогда как Соед. Штаты дают 70% мирового производства. Сначала это не проявлялось, так как американский флот был невелик и Америка была вынуждена избытками своей нефти снабжать и английские пароходы. На нефтяное отопление переходят гигантские пароходные о-ва "Кунарда", Вайтстар и др.
     Но за годы войны Америка сооружает торговый флот, равный британскому. Во всех морях она устраивает нефтяные станции, конкурирующие с английскими угольными. Англия уже не владычица морей. Америк. конгресс вотирует создание могучего военного флота с нефтяным отоплением, угрожающего и непосредственному военному могуществу Великобритании. Все силы Англия отдала на уничтожение морской мощи Германии - и только эта цель была достигнута, из пучины войны вырос новый грозный соперник, вдвойне опасный, так как он овладеет как флотом, так и источниками нефти.
     Но старая Британия хранит еще достаточно сил, чтобы без борьбы уйти со сцены. Еще до войны, когда никто об этом и не думал, капиталистические круги Англии с тревогой следили за распространением мазута и предвидели все последствия этого, казалось бы, безобидного роста. Мощь Англии

стр. 174

основывалась на угле. Но когда пришел соперник с другим, более совершенным топливом, его надо было победить в этой же области. И не теряя ни минуты, капиталисты Англии начинают подготовлять в тиши овладение всеми нефтяными источниками мира.
     Задача была не из легких. Природа, в изобилии снабдившая Англию углем, приблизившая все части страны к морю, отказала ей в нефти. К счастью, английские компании разрабатывали нефть в Румынии, английский капитал совместно с Ротшильдом был заинтересован в нефти Азербейджана. Английская металлургия снабжала промыслы трубами, цистернами, наливными пароходами. У Англии имелся подготовленный штат квалифицированного персонала и дальнозоркие финансисты с огромными капиталами. Не желая преждевременно привлекать внимание всемогущей Стандард-Ойль, англичане принимаются в тиши за работу над развитием о-ва "Шелл-транспорт", занимавшегося добычей перламутра (шелл-перламутр) и заинтересованного в египетской и малайской нефти.
     Под руководством Маркуса Самуэля и с финансовой помощью Ротшильда, Шелл-транспорт начинает разработку нефти в Индии, Цейлоне, Малайских Штатах, Северном Китае, Сиаме. Затем следуют концессии в Голландской Индии, Кавказе и Румынии. Щупальцы "Шелл-транспорт" простираются по всему старому свету.
     Но тут начинается яростная борьба за американскую нефть в связи с открытием Панамского канала. Через этот канал проходит почти 1/2 пароходов мира. Значительная их часть нуждается в нефти. И вот англ. компания Пирсона "Мексиканский орел" устраивается почти у самого входа в канал в Тампию. В Нью-Йорке забеспокоились. Там привыкли считать Мексику своей, так как диктатор Диац давно запродал концессии на нефть и жел. дороги страны трестам Гарримана и Рокфеллера. И вот в Мексике начинается инсценированная капиталом гражданская война. Банды получают от соперничающих трестов оружие, золото и военных руководителей.
     Место не позволяет нам останавливаться на любопытнейших подробностях мексиканской междоусобицы, такой характерной для колониальной политики соврем.-промышл. государств. Помимо Мексики, английская компания Пирсона стала разрабатывать нефтяные источники в Коста-Рике, Колумбии, Венецуэлле и Экуадоре. Это давало монополию снабжения судов, идущих через Панаму. Соед. Штатам грозила потеря контроля над каналом, стоившим им миллиарды. И вот они вновь провозглашают доктрину Монроэ ("Америка для американцев"), о которой не вспоминали с 1823 г. Концессии Пирсона аннулируются. - Англичане начинают тогда действовать окольными путями. "Шелл-транспорт" обосновался сперва в английской колонии Тринидаде, затем снова в Венецуэлле и Колумбии, при чем для успокоения подозрений он связывается с американским капиталом, образуя новые подставные фирмы. Таким путем "Шелл-транспорт" смело забирается в самое сердце Соед. Штатов, скупая участки, эксплоатируя источники и проводя трубопроводы рядом с Стандард-Ойль. Чтобы заинтересовать американских капиталистов, он в

стр. 175

1919 г. размещает на Нью-Йоркской бирже 750.000 акций с высокими дивидендами.
     Теми же путями идет и гигантский голландский трест Ройял-Дотч. Он скупает нефтяные участки в Техасе и Оклагоме, размещает акции на Нью-Йоркской бирже и добивается концессий в центр. Америке. Конкуренция 3-х обществ успокаивает общественное мнение, наивно считающее, что это межд. о-ва без всяких политических намерений.
     Одновременно с проникновением в Америку идет завоевание азиатской нефти. Английское морское министерство само скупает источники нефти в Бурме, и подписывается на 1/2 акций Англо-Персидского нефтяного о-ва получившего в Персии концессии на 30 лет.
     Между тем немцы открывают нефть в горах у Тигра, что дает лорду Керзону великолепный повод об'явить Месопотамию зоной английского влияния "как естественное дополнение Индии". Немцы с помощью Абдул-Гамида, а затем младотурок, получают концессии на Багдадскую дорогу, проходящую через нефтяные районы. Источники Моссула становятся новым об'ектом отчаянной борьбы нефтяных трестов.
     Между тем война дала новый толчок бешеной погоне за нефтью. Разрушение французских ж.д. вызывает огромное развитие военного автомобилизма. Целые полки и дивизии перебрасываются на грузовиках с одного участка фронта на другой, окопы роются нефтяными тракторами, война становится невозможной без авиации и требующих нефти взрывчатых веществ. Шелл-транспорт, не имеющий во Франции ни источников, ни запасов, еле поспевает снабжать британские армии. Пришлось обратиться за помощью к Ройял-Дотч и даже к Стандард-Ойль. Американцы охотно пошли навстречу и благодаря им армия "на грузовиках" спасла Верден.
     В декабре 1917 г., когда так наз. "картель 10-ти", снабжавший Францию нефтью, заявил, что он не в состоянии снабжать армию и его запасов хватит лишь до марта 1918 г., т.-е. как раз к началу решительных боев, Клемансо обратился к Вильсону с отчаянным письмом. Это характерное письмо, полностью приведенное Делези в приложении, говорит, что "прекращение снабжения нефтью вызовет немедленный паралич наших армий" и во имя "общего дела" взывает о помощи.
     Вильсон откликнулся, и за дело принялась военная нефтяная комиссия Petroleum War Board из крупнейших представителей американской индустрии. Франции были предоставлены неисчерпаемые американские запасы нефти, с помощью которых маршал Фош молниеносными автомобильными перебросками отразил атаки немцев. Затем союзники образовали "межсоюзную нефтяную конференцию", взявшую на учет и распределявшую все нефтяные запасы. Это позволило держаться одновременно во Франции, Италии и Салонниках.
     Между тем продвижение армий на востоке лишило Германию румынской нефти, ослабило автотранспорт и как бы парализовало движения ее армии.

стр. 176

     С полным правом Фош говорил, "что победа союзников над Германией, это победа грузовика над паровозом".
     Перемирие 21-го ноября 1918 г. было первым делом отпраздновано торжественным обедом британского правительства делегатам межсоюзной нефтяной конференции. На нем Керзон произнес свою известную фразу: "союзников принесли к победе потоки нефти". Но после победы, ни англичане, ни Стандард-Ойль не намерены были уступать первенства. Нефтяное сотрудничество Англии и Америки исчезло вместе с войной и триумфальная песня межсоюзной нефтяной комиссии была ее похоронным гимном.
     После перемирия Англия немедленно возобновляет свою кротовую работу, на этот раз протягивая руки к Ройял-Дотч. Благодаря богатейшим источникам на Зондских островах, блестящей финансовой организации и огромному наливному флоту она была сильнейшим трестом в Европе. Одно время его подозревали в симпатиях к Германии. Но Версальский мир, на 10-летия подорвавший германскую промышленность и флот, бросил Ройял-Дотч в об'ятия союзников. Еще в 1907 году были установлены довольно тесные связи Ройял-Дотч и Шелл-транспорт. Маленькая Голландия не могла достаточно защищать интересы мирового треста, и он обращается за покровительством к британскому правительству, предоставляя в обмен в его распоряжение о-во с добычей нефти в 10 миллионов тонн в год, наливной флот в 600.000 тонн, концессии в Зондских о-вах, Румынии, Соед. Штатах, Центр. Америке и систему филиалов с капиталом в 6 миллиардов франков.
     У Шелл-транспорт к окончанию войны также имелся наливной флот в 54.400 тонн, производство в 2 миллиона барилей в Нидерландской Индии и 2.800.000 барилей в Америке, система филиалов во всех частях света с многими миллиардами капитала. Через несколько недель после перемирия произошло об'единение этих двух гигантов - первый существенный плод победы для Англии о-во "Мексиканский орел" также перешло под контроль Маркуса Самуэля. На-ряду с этим новым сверхдредноутом Англия обладала и двумя легкими разведочными суднами - англо-персидским нефтяным о-вом и о-вом Бурма-Ойль. Монополии Соед. Штатов стала грозить самая непосредственная опасность. Во всем мире нельзя теперь найти страны с нефтяными источниками, где не орудовала бы английская группа. Вот краткий перечень нефтеносных стран:

           Европа.                               Азия.
Румыния . . . Шелл-Ройял-Дотч.    Нидерл. Индия . . Шелл-Ройял-Дотч.
Россия. . . .       "     (?)     Бирма . . . . . . Бирма-Ойль

           Америка.                              Африка.
Калифорния . . Шелл-Ройял-Дотч.   Египет. . . . . . Шелл-Ройял-Дотч.
Оклагома . . .      "
Техас. . . . .      "
Тринидад . . .      "
Венецуэлла . .      "
Мексика. . . . Мексиканский орел.

стр. 177

     Настоящая "нефтяная империя". Теперь Англия может ко всем своим угольным станциям присоединить нефтяные. Она уже не зависит от американской монополии и для своего военного и торгового флота имеет в изобилии как твердое, так и жидкое топливо. Мало того, - на место монополии, от которой она только что освободилась, намеревается создать свою собственную.
     Дело в том, что хотя американские источники и доставляют 70% мировой добычи нефти, но они быстро истощаются. Предполагаемый запас нефти в Америке составляет лишь 7 миллиардов барилей, тогда как в остальном мире имеются 53 миллиарда барилей, из них большая часть в распоряжении Англии. Настанет время, когда американский флот будет зависеть от английской нефти. Владычица угля и морей станет и владычицей нефти. Таковы плоды усилий группы дальнозорких английских капиталистов во главе с Маркусом Самуэлем - председателем Шелл-транспорта, его заместителем Керзоном - бывшим вице-королем Индии, председателем группы Пирсона - лордом Кордей и техническим советником Джоном Кэдменом - профессором Бирмингамского университета, фактически разработавшим весь грандиозный план завоевания нефти. Огромные капиталы соединились с цветом технической мысли, организаторскими талантами, ухищрениями дипломатии и силой оружия.
     А Америка между тем отдыхала на лаврах. Ведь она добывает 70% мировой добычи нефти! Ведь американская нефть была одним из основных факторов победы союзников. Широкая публика верила, что американские источники неиссякаемы и лишь через 1/2 года после перемирия специалисты заметили, что их запасы ограничены. Спрос на нефть внутри страны необычайно увеличился. Дешевые автомобили Форда стали достоянием широких масс фермеров и даже высоко-квалифицированных рабочих. 8 миллионов автомобилей (в 1920 г.; теперь свыше 10 миллионов) как "дорожные вши" покрывали дороги Америки. Автомобили и тракторы поглощали 85% национальной добычи нефти. Только 15% оставалось на промышленность, флот и экспорт. Стандард-Ойль стала по всему свету искать новых источников, но повсюду наткнулась на препятствия и обнаружила, что лучшие "места под солнцем" заняты.
     В 1919 г. один из агентов Стандард-Ойль, вероятно прочитавший в библии об источниках асфальта у Мертвого моря, прибыл в Иерусалим. Английский генерал-губернатор его немедленно арестовал и, несмотря на резкие протесты Вильсона, выслал. Министерство иностранных дел Англии официально заявило, что оно никому не позволит охотиться за нефтью в Палестине и Месопотамии. Американцы ответили репрессиями против нефтяных о-в, внешне носивших американский характер, но субсидировавшихся английским капиталом. Американская пресса подняла яростную кампанию против англичан, забаррикадировавших от Америки весь "нефтяной мир". Американцы хорошо восприняли урок. Для окончательного недопущения иностранцев к разработке нефтяных богатств, в апреле 1920 года сенатом принят закон, предоставляющий

стр. 178

правительству право об'явить резерв нефтяных источников, не могущих продаваться без санкции министерства.
     В мае 1920 года геологическое бюро опубликовало доклад о нефтяных перспективах Америки. В то время, как остальные страны потребляют 200 миллионов барилей в год и их источников хватит при таком потреблении на 250 лет, Соед. Штаты потребляют 400 миллионов в год и их источников хватит лишь на 18 лет. Бюро делает очевидный вывод - нам остается или сократить потребление, или добиться источников нефти в других странах. Но в Америке никто не собирался ограничить потребление. Фермер слишком привык ездить в автомобиле и вследствие недостатка дешевой рабочей силы возделывать землю тракторами. Значит, надо устремиться за границу. Вильсон летом 1920 года сообщает сенату подробности английского плана, направленного к устранению американцев от источников нефти во всех 5-ти частях света, захвате голландских компаний, превращении всех нефтяных фирм в агентов английского правительства, а также об угрожающей интересам американского капитала национализации источников Мексики, Гватемалы и Экуадора. После неудачи лицемерной проповеди открытых дверей, не нашедшей никакого отклика, вопрос о нефти вступил в полосу опасных дипломатических переговоров 2-х империалистических гигантов, между которыми жмутся остальные страны. Эта полоса каждый день грозит новыми столкновениями.
     Несколько глав Делези посвящает роли Франции в нефтяном конфликте. Французская нефть разрабатывается главным образом английскими компаниями в Алжире (вблизи Орана), Марокко, Мадагаскаре, Лаоне и Новой Каледонии. Наконец пробные буровые работы ведутся в самой Франции, на Изере. Но все это лишь "музыка будущего". Гораздо важнее громадные капиталы, вложенные французскими банками в иностранные предприятия. По старой традиции французского рантье он избегает всякого риска, не знает и боится производства. Но если иностранное общество уже работает и дает хорошие "дивиденды", французский банкир не прочь вложить в него капиталы, собранные от многочисленных мелких рантье. На парижской бирже когда-то гремели (и теперь еще слышны) Северо-Кавказские, Лианозовские, Манташевские, Грозный, Борислав и т.д., не говоря уже об акциях крупных китов - Шелл-Дотч и "Мексиканский орел". В нефтяные предприятия вложено много французских миллиардов. В некоторых из них большинство акций и с ними контроль в руках французских банков. Война, разрушив часть нефтяных владений Франции, дала ей новые в зонах германского влияния - в Галиции, Румынии и германских колониях.
     Таким образом, пристав к английской или американской группировке, Франция может сыграть большую роль. О самостоятельной производственной роли французские капиталисты и не мечтают, и патриотический экономист, не жалея выражений, громит финансовую плутократию Франции, "лишенную инициативы, идеи" и т.п. Монополия на продажу нефти внутри Франции находится в руках 10-ти компаний, образующих картель и не допускающих

стр. 179

никаких конкурентов. От иностранной конкуренции с услужливой помощью парламента удалось отгородиться китайской стеной запретительных пошлин. Французскому "общественному мнению", приходящему в ужас от каждого иностранного карандаша, таможенный чиновник кажется орудием национальной защиты, более благородным, чем солдат. Протекционизм считается экономической стороной патриотизма. И кучка финансистов с виртуозностью играет на конституции, которая делается в кулуарах парламента. Кучка нефтяных торговцев, фактически ничего не делающая, даже не перегоняющая нефть, а только продающая ее с надбавкой, обеспечила себе 50 миллионов ежегодной сверх-прибыли - своего рода контрибуцию феодальному сеньору от имени народа. Но стране эта конституция обходится несравненно дороже. Производство совершенно не развивается. Революция мазута прошла мимо Франции, так как нефть была там слишком дорога. Когда в 1920 г. пошлина на мазут была понижена, было уже слишком поздно. Из-за сохранения 10 олигархам их 50-ти миллионной прибыли, Франция опоздала на много лет. Для разработки своей нефти у нее нет подготовленных техников, геологов, пароходов-цистерн, насосов, резервуаров и трубопроводов, и французская металлургия не приспособлена к их производству. А чтобы начать их производить, нужно дешевое топливо, которого нет. Получается заколдованный круг, выход из которого - отдать французские источники иностранцам и покупать у них нефть. Славная победительница становится колонией концессионеров. Патриотическому синдикалисту этот выход не нравится, и он тщетно предлагает другой: болтаться между конкурирующими гигантами - Стандард-Ойль и Шелл-Ройял-Дотч, использовывая их противоречия, при чем симпатии Делези явно на стороне Америки и против Англии.
     Последние главы книги Делези рисуют постепенный захват Англией французских нефтяных источников путем образования смешанных обществ, где Франция доставляет капитал, а Англия оборудование.
     Акции Шелл-Ройял-Дотч наводняют парижскую биржу, давая в 1919 г. 35% дивиденда. После падения франка, спекуляция на этих акциях принимает повальный характер. Акции с номинальной ценой в 1000 флоринов (тогда 2.100 фр.) продаются за 72.000 фр. Доллар и цена топлива растут с каждым днем на фоне безудержной спекуляции и падения производства.
     Оставалось лишь завоевать правительство и парламент, чтобы дипломатическим соглашением закрепить новую "entente cordiale". Чтобы замаскировать английский характер предприятия, на сцену выступает Ройял-Дотч со своим неудобопроизносимым голландским названием. В 1919 г. он обращается к кабинету Клемансо с предложением взять на себя эксплоатацию нефтяных богатств Франции и колоний, уступая государству часть производства, необходимую для удовлетворения его промышленных, военных и морских потребностей.
     Французский парламент колеблется. И тут происходит одна из любопытнейших историй, ярко иллюстрирующих распад пресловутой Лиги Наций. В Малой Азии Францию теснят со всех сторон. Мустафа Кемаль продвигается

стр. 180

в Каликии, Эмир Фессул безостановочно теснит в Сирии сенегальские легионы генерала Гуро. Французский контроль над железной дорогой Бейрут-Дамаск-Алеппо грозит исчезнуть. Слава французского оружия меркнет перед лицом всего мира. Причина: Эмир Фессул получает в изобилии оружие, снаряжение и золото от верного союзника - Англии.
     Наконец, лорд Керзон открыто заявляет французскому правительству: подпишите соглашение с Ройял-Дотч и вы будете в Сирии. Мильерану приходится согласиться. Фессул предоставляется самому себе, и Гуро с триумфом вступает в Дамаск - ценой французской нефти.
     Такова пикантная история соглашения в Сан-Ремо, запродавшего англичанам французские нефтяные интересы в французских колониях, в Румынии, Месопотамии и даже в "бывшей Российской империи". Специальный пункт соглашения в Сан-Ремо, говорит, что "оба правительства координируют свои усилия и оказывают взаимное содействие для получения концессий и экспорта нефти из обл. бывш. Российской империи". Подписали Мильеран, Бертело, Ллойд-Джордж, Кэдмен.
     Каковы были скрытые пружины договора в Сан-Ремо? Намерена ли Англия действительно развивать добычу французской нефти? Ничего подобного. Здесь применяется своеобразная политика "концессионного мальтузианства". Концессии берутся не для эксплоатации, а для сокращения добычи и искоренения возможного соперника. Вообще, политика Англии по отношению к Франции необычайно характерна для современного капитализма. Одной из важных целей войны было стремление Англии ликвидировать германскую металлургию, грозившую подорвать промышленность Бирмингама и Шеффильда. Эта задача удалась, 3/4 германской руды перешли к Франции. Но неужели Англия убила германского конкурента лишь для того, чтобы на запад от Рейна вырос новый соперник? Англия выходит из затруднения, систематически лишая французскую металлургию угля и поставляя его по невероятно высоким ценам.
     Французские заводы платят 200 фр. за тонну угля, которая англичанам обходится в 84 фр., а немцам в 72. Развитие французской промышленности становится совершенно невозможным. Делези предвидит, что то же будет с нефтью. И с гневом он твердит о распродаже Франции ценой 35% дивидендов легкого размещения бумаг, куртажей и т.п. Мелкие буржуа в восторге. Что за дело французским рантье до развития промышленности. У них царит дух купона и куртажа. Всякий риск, всякое усилие кажется страшным. Не имея немцев (Багдад), они продают промышленность англичанам. Делези хочется, чтобы от этой распродажи выиграли американцы. Что ж! Вольному воля.
     Но американцы все еще отдыхают на лаврах. В сознании своего могущества 80% мировой нефти и т.п., они не реагируют, даже когда англичане конфискуют нефтяную флотилию герм.-америк. нефтяного о-ва, немецкого филиала Стандард-Ойль, которую Америка собиралась передать Франции. Стандард-Ойль предложил Франции соорудить в Гаврском порту гигантские нефтяные резервуары и прямой трубопровод в Париж. Единственная в мире

стр. 181

французская бюрократия, под влиянием англичан, замариновала этот проект в своих кабинетах, так же, как и организацию франко-американского филиала Стандард-Ойль. Все попытки американцев добиться соглашения, дипломатич. ноты с требованием равных прав для американских и английских фирм получали в ответ лишь отписки. Наконец 25 июля 1920 г. "Temps" опубликовал полный текст соглашения в Сан-Ремо. Он свалился на американцев как снег на голову. Дальнейшие перспективы Делези рисует в самом мрачном свете. Нефтяное производство Франции теряет всякую возможность развития, а с ней и металлургия и др. отрасли промышленности. Англо-голландский трест по дорогим ценам передает жидкое топливо картелю 10, распределяющему его внутри страны с огромной коммерческой прибылью. Французская промышленность теряет возможность конкуренции с Англией и Германией.
     Кроме того, Делези предсказывает немедленную реакцию со стороны Америки - отказ в снабжении Франции пенсильванским углем, коммерческих кредитах на восстановление разрушенных областей (в счет германских платежей) и самое худшее - немедленное требование французских долгов, составляющих 13 миллиардов золотых франков, т.-е. 30 миллиардов нынешних. Последнее одним ударом сбросило бы французский франк до уровня марки и австрийской кроны. Французская дипломатия играет на сантиментальности, со слезами напоминает о 1 1/2 миллионах убитых, о разрушенных областях и т.д. Но что значат чувства в политике современных Шейлоков? Дальнейшие опасности еще грознее. На очереди небывалая экономическая борьба Англии и Соедин. Штатов.
     Если Франция склонится к Англии, не станет ли Америка искать поддержки Германии? Симптомы этого уже на-лицо. Стандард-Ойль уже возобновил связь со своим старым германским филиалом и с Гамбург-Америка линией. Точно так же началось вкладывание американских капиталов в рейнско-вестфальскую промышленность. Немцы всеми силами содействуют этому сближению. Перед Францией трудная дилемма. Жить в мире с Англией, значит ссориться с Америкой, сближение с Америкой вызовет ссору с Англией. Надо выбирать. Как мы уже говорили, симпатии Делези всецело на стороне Америки. Он наивно уверяет, что Америка заинтересована не в эксплоатации Франции, а в развитии ее производительных сил. Либеральная Стандард-Ойль не станет препятствовать развитию французской нефтяной промышленности и прекрасно заменит Шелл-Ройял-Дотч, если та откажется снабжать Францию. Английский уголь также можно прекрасно заменить американским. А скоро и американский флот превысит английский и будет по дешевым ценам поставлять Франции все что угодно. И Делези мечтает (мечты радикальствующего мелкого буржуа) о свободной конкуренции, "справедливом" разделении концессий составлением самых жирных кусков в руках отечественного капитала, французских нефтяных источниках, разрабатываемых французскими о-вами, с французскими материалами и французским персоналом. В момент окончания книги (конец 1920 г.) для французских нефтяных патриотов блеснул луч надежды. В Париже образовалось огромное нефтяное о-во -

стр. 182

франко-Американский стандард - во главе с председателем Жюлем Камбоном - французским послом в Америке и товарищем председателя Брэдфордом - главой Стандард-Ойль. Но, по мнению Делези, эта надежда призрачна. Для ее осуществления надо работать, двигаться, рисковать. А французская буржуазия на это неспособна. "Шефы нации не имеют ее духа". Делези развивает характерную философию. Кучка лиц, стоящих во главе промышленности и банков, одна только может обозревать всю сложность современной жизни. Она всемогуща и не может быть контролируема. Демократия, суверенность народа - это только религиозные фикции. Кучка буржуазии руководит экономической и политической машиной страны. Но французская буржуазия не то, что английская и американская. Французский капиталист, добившись успехов, чужд всякого честолюбия, полезного для производительных сил. Он стремится лишь устранить конкуренцию внутри страны, провести запретительный тариф и, устранив риск, устранить усилия. Меньше производить, чтобы дороже продавать - вот его девиз. Подкуп прессы и избирательных комитетов - вот вся его общественная роль. И вся слава французской культуры, успехи ученых и артистов кажутся Делези лишь сумерками экономического значения страны, медленным, но верным вырождением. Такими пессимистическими нотами заканчивает Делези свою книгу, к которой приложен ряд интереснейших документов - текст вышеупомянутой ноты Клемансо Вильсону с мольбой о нефтяной помощи, "необходимой для победы над общим врагом, больше чем кровь", стенограммой речи Керзона на банкете межсоюзной нефтяной комиссии, вскрывающей всю хитрую механику английского нефтяного империализма и полным текстом конвенции в Сан-Ремо.
     Как мы видим, книга Делези, несмотря на свою синдикалистскую мантию, насквозь проникнута буржуазным духом. В ней нет и попытки разобраться в борьбе двух мировых трестов с точки зрения пролетариата, который оба эти треста эксплоатирует с равной жестокостью. Пролетарских масс в книге Делези вообще как бы не существует. Интересы страны у него всецело отождествляются с интересами ее национальной буржуазии.
     И тем не менее, фактический материал этой книги дает сильнейшее оружие как раз в руки международного пролетариата. Этим оружием является уже сама обнаженная картина борьбы всемогущих трестов, как пешками помыкающим правительствами, парламентами и общественным мнением, наравне с министрами, подписывающих мирные договоры, под видом национальной защиты бросающих народы в пучину войны. Как на ладони раскрывается картина современного разлагающегося сверх-капитализма, ставшего препятствием к дальнейшему развитию производительных сил, сокращающих производство для увеличения прибылей кучки финансовой олигархии. И весь капиталистический энтузиазм французского поклонника Стандард-Ойль не может скрыть агитационного значения этой картины. И еще яснее становятся центробежные силы, раздирающие единство недавних победителей и грозящие человечеству новыми войнами. Что может быть характернее того факта, что наш французский идеолог американского капитализма и одновременно горячий

стр. 183

патриот говорит об Англии с еле прикрытой вежливыми французскими фразами бешеной ненавистью. Мировая борьба Англии и Соединенных Штатов, скрытая подоплека Вашингтонской конференции "по разоружению" разоблачается до конца, побуждая пролетариат к бдительной настороженности и новой борьбе. Для полноты картины, раскрытой Делези, недостает только одного из ярких эпизодов мировой борьбы за нефть, настойчивых попыток Англии завладеть нефтью Азербейджана, вскрывающей экономические пружины денежного потока союзников русской контр-революции, "северо-западного" или как его открыто в Англии называли "нефтяного" правительства Лианозова и грузинской политики союзников, а с ними и их верных приспешников - рыцарей 2-го Интернационала. Этот момент был бы особенно важен в связи с Генуэзской конференцией, на которой представители нефтяных трестов будут несомненно играть крупнейшую закулисную роль. Недаром, по отрывочным сообщениям прессы, представители Стандард-Ойль заявились в Геную еще раньше официальных делегатов, заняли лучший отель и намерены "внимательно следить" за каждой русской концессией, "защищая свои права".
     Бакинская нефть в руках Советской России, все еще являющейся 3-ей страной в мире по производству нефти, как видно, не дает им спокойно заснуть.
     Для полноты картины экономического положения мира, набросанной Делези на примере важнейшей отрасли промышленности союзников, не хватает также описания экономики побежденной Германии, с ее небывалой концентрацией промышленности, с растущей империей Стиннеса, так же, как нефтяные гиганты союзников помыкающего правительством, партиями, прессой и в значительной степени и рабочим движением для выкачивания всех соков страны на службу своим миллиардам.
     Но и раскрытого Делези уголка картины современного сверх-капитализма достаточно, чтобы дать новый толчок боевой энергии пролетариата, усилить стремление к созданию единого фронта рабочих всех стран для борьбы с "железной пятой" мировых трестов, держащих в своих руках человечество и, в случае продолжения своего господства, грозящих ему бедствиями перед которыми померкнут миллионы жертв европейской войны.

home