стр. 301

     Нурмин.

     ФЕЛИКС ГРА, "ТЕРРОР". ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1920 г. ПЕТЕРБУРГ.

     "...Идет парижский террор, грозный, мрачный, свирепый, как дикий бык, что, ринувшись, мчится с ревом, с пеной у рта, дыша огнем, закинув хвост и опустив рога..." (стр. 277).
     Таков террор Великой французской революции в романе Феликса Гра, - мрачный, свирепый, как бык.
     Деятели революционного террора. Это - "остервенелые санкюлоты", "разъяренные женщины", воры, сутенеры, громилы, чудовища, "буквально плавающие в крови".
     "...Он (один "из героев" романа. Н.) добрался к столу, за которым восседали трое судей, из которых двое спали, а третий дремал, и ни глухие удары железных ломов, разящих на смерть, ни куски мозга, которые влеплялись им прямо в лицо, забрызгивая их шляпы, руки и ноги, не тревожили их" (стр. 6).
     Не правда ли, очень правдоподобно с точки зрения художественной правды: судьи спят, несмотря на предсмертные крики, вопли и храп убиваемых аристократов, а мозги летят им, судьям, в лица?..
     Неудивительно, что Марат изображен в виде отвратительного чудовища.
     "...Круглый, коренастый, с медвежьими плечами, на голове шляпа не шляпа, колпак не колпак, не то платок, завязанный узлами на лбу... широкое лицо, круглое, как днище ведра... жабья шея и толстые руки с короткими пальцами - все это было покрыто проказой.
     " - Сколько убитых?
     " - Триста десять убитых.
     " - Мне не хватает еще двух трупов. Кто они?
     " - Бывший дворянин Сомбрейль и реакционер Казот.
     "Они отданы своим детям.
     "Страшный человек написал, скрипя по бумаге пером:
     "Смерть тем, кто освободил Казота и Сомбрейля"... (стр. 94 - 95).
     Таков Марат - Друг Народа.
     У Анатоля Франса в его прекрасном романе "Боги жаждут" Гамелен восклицает:
     " - Спасительный террор, о святой террор! В прошлом году, в это самое время нашими защитниками были побежденные защитники в рубищах; родная земля была занята неприятелем; в двух третях департаментов царил мятеж.
     Ныне наши прекрасно одетые и прекрасно обученные армии, руководимые дельными генералами, перешли в наступление и готовы разнести свободу по всему миру... Нынче единство якобинцев простирает свою мощь и свою мудрость над всем государством"...
     "...Прежнее государство, королевское чудовище обеспечивало свою власть, сажая ежегодно в тюрьмы по четыреста тысяч человек, вешая по пятнадцати тысяч и колесуя по три тысячи: а республика будет колебаться... потонем в крови, но спасем отечество"...
     Гамелен тоже судья революционного трибунала, но как далеко все то, что он говорит, делает, думает от "правды" Феликса Гра. Иначе и не могло быть. Анатоль Франс - крупный, чуткий художник и большой человек; Феликс Гра - без художественного дарования, он банален, у него нет исторической перспективы, нет ни чутья, ни понимания изображаемой им эпохи.

стр. 302

     Он - озлобленный, тупой, напуганный обыватель. Его "Террор" - уголовный роман, где фигурируют длинные "страшные кинжалы", бандиты, погоня из города в город за честными, добрыми людьми, - роман, разбавленный клеветой на французскую революцию.
     И эта пухлая книга в 400 страниц издана Петерб. отд. Госиздата!..

home