стр. 198

     А. Тарасов-Родионов.

     РАБОЧАЯ ВЕСНА.

     Рабочая Весна. Сборник N 2. Изд-во "Московский Рабочий". 1923.

     Стоит только теперь любому неверующему Фоме услыхать что-либо о пролетарской культуре, - сейчас же насупит брезгливо губку и этак свысока сплюнет:
     - Ребяческая болезнь пролетаризации!..
     Но, Фома-Фомой, а культура-культурой. Несмотря на сердитые окрики "классикующих" критиков, - она "все-таки продолжает вертеться". Настолько упрямая вещь - эти факты.
     Вот перед нами второй номер сборника "Рабочей весны", - кружка рабочих поэтов и писателей, не порвавших связи со станком. И посмотрите, каким четким классовым пролетарским задором веет от этих, кое для кого и непрошенных, страниц.
     На-ряду со старыми уже известными песнями старика Ф. Шкулева и, уже печатавшимися в других сборниках, прекраснейшими отрывками Ивана Доронина из его оригинальной по стилю и ритму рабочей поэмы - "Побежденная стихия", - здесь масса прелестнейших новинок, вроде: веселой "Вагранки" -

стр. 199

Я. Шведова, этого гужоновского комсомольца, зачарованного жизнерадостностью своего труда; - или восхитительной по ассонансам "Литейной" - Евгении Дидрикиль, с ее:

          Что за чудо.
          Черной груды
          Чугуна - как не бывало...

или удивительной по художественности ритма "Веселой работы" - Милина.
     Размер рецензии не дает нам возможности подробно остановиться здесь на тщательном разборе, как этих вышепоименованных вещей, так и других не менее хороших, вроде: "Торжества труда" - Алексея Соколова, "Радио-башни" - Ник. Кузнецова, и целого ряда других. Наши читатели нисколько не пожалеют, если ознакомятся с этими произведениями по сборнику.
     В настоящей статье мы хотели бы обратить внимание молодых рабочих, авторов этого сборника, на некоторые, уже достаточно определившиеся, опасности, которые угрожают и им, и их делу. Борьба на идеологическом фронте за пролетарскую литературу - весьма многому обязывает. Малейшие наши промахи, упущения и ошибки живейшим образом учитываются всеми и неукоснительно ставятся нам в строку.
     Во-первых, плоховато у нас с прозой. Если не считать действительно свежего и колоритного "Света во тьме" - А. Андреева, остальные вещи ходульны и надуманы. Много нарочитого краснобайства и вымученного балагурства подчас о достаточно серьезных и интересных вещах. Рабочего читателя эта искусственная манера иногда забавит, но никогда не трогает, а разночинца - смешит. Вымучена и ходульна - и драматическая вещичка И.М.Гордиенко.
     Много такого же старого налета встречается и в стихотворениях Н. Алексеевского, Ф. Кондрашкина, Федорова, А. Славянского, К. Голицынского, И. Приблудного и Аф. Леонова. Старые перепевы "космических" мотивов прежнего творчества "Кузницы" - уже достаточно набили оскомину. Сама "Кузница" теперь благополучно от них отходит. Кому же интересно слушать их в повторном и ухудшенном издании?!
     Значительно хуже стала писать также и Ксения Быкова. Ну, кому теперь нужен этот старый отвлеченный заезжанный пафос, который она преподносит в "Зарубежной сестре":

          У нас одно с тобой желанье -
          Уйти на свет из темноты...

или:

          Туда, где свет и красота,
          Пойдем под звуки алых песен...

Старо, товарищ!
     Необходимо отметить также бедность авторов новыми темами. Неужели же рабочему писателю сейчас не о чем больше писать, как только о том, что:

          И поет душа рабочих
          Песнь бессмертного труда.

стр. 200

При чем подобная "производственная восторженность" рабочего просто-на-просто обращается уже в какой-то далекий от действительности культ и становится на нежизненные и хлипкие ходули, как, например, у Вас. Пилы в его "Рудокопе":

          Весь бы день я, кажись, проработал,
          Каб не крикнул веселый гудок.

     Не переборщили ли, товарищи?!
     Массовое отсутствие иных тем, лишенных этого ложного пафоса, невольно наводит на грустные размышления. Неужели в эти тяжелые дни самоотверженной борьбы рабочих за улучшение своего производства и своего быта, за улучшение всего народного хозяйства и за международную солидарность рабочего класса, - вы не знаете о чем писать?! Да почитать стенную газетку любого промышленного предприятия - уже вполне достаточно для того, чтобы увидеть ясный тематический путь от легких сетований: на расценки, на облигации, на нерадивость какого-нибудь мастера, - к серьезным заботам о полной загрузке своего предприятия, о смычке хозяйственных "ножниц" и к братской тревоге за исход кровавой рабочей борьбы, вспыхнувшего на Западе долгожданного революционного пожара.
     А повседневная борьба со старыми сноровками и старыми отрыжками, вечно выползающими поперек славного и трудного рабочего пути? Разве эта мелочная, но упорная борьба вместе с ее ошибками, поражениями и победами, так расширяющая кругозор рабочего классового самосознания, - не дает неисчерпаемых и горячих тем для художественных рабочих произведений?!
     Необходимо только чутко наблюдать, настроениями этих наблюдений искренней загораться и выливать этот жар в мощные и животрепещущие страницы. А для этого, конечно, нужно, как можно быстрее расти и развиваться и в области своего классового самосознания, и в области овладения техническими приемами искусства прошлого. Вдумчивая, упорная и критически усваиваемая учеба рабочих писателей и поэтов в этом направлении - является одной из очередных задач дня. И обязанность наших руководящих кругов кое-что урвать для этой цели, хотя бы за счет кое-каких чуждых нам элементов. Право же, пролетарская революция об этом не пожалеет.
     И вот, тем не менее, несмотря на все эти болезненные недочеты роста, - новый сборник "Рабочей весны" является крупным вкладом в арсенал пролетарской художественной литературы.

home