стр. 22

     Брик.

     "НЕ В ТЕАТРЕ, А В КЛУБЕ!"

     Театр бьется в своей коробке и не может из нее вылезть.
     Не помогают никакие конферансье, никакие прохождения через публику, выезды "на местах", злободневные вставки и т. п. вылазки крепко замурованного рампой актера.
     Пробовали взрывать "изнутри". Неудачно. Динамитчики-взрыватели добросовестно растрачивали свои запасы динамита, - но результат получился неожиданный:
     Вместо взрыва - блестящий фейерверк во славу все той же театральной твердыни (см. "Лес" Мейерхольда, "Гроза" Таирова и пр.).
     Да надо ли взрывать театр? Пусть стоит архивным памятником искусства и старины.
     Новая театральность сформируется без него и вне его, - не в специальных театральных коробках, а в гуще зрителей, - в клубе!
     Конечно, не на старых клубных сценах, тужащихся подразить "настоящим" театрам, а в наших новых клубах свободных от актрадиций.
     Здесь нет пьес, - одни сценарии.
     Не злободневные вставки, а насквозь злободневный текст.
     Не "общение" актера с народом, а кровная связь.
     Не пришпиливание агит-флажков, а единое агит-задание.
     Не казуистическая мотивировка, чем полезен народу Островский, а ясный утилитаризм.
     Не бутафория, а реальность.
     Не потешные огни неудачливых взрывателей, а живой огонь современной театральности.
     У нового клуба есть союзники в театральном мире. Это цирк и эстрада.
     У них то, что ему надо.
     Их же живой водой собирается омолаживаться и театральный старец.
     Но, - помните? в сказке:
     "Прыгнул царь в котел и сварился.
     А иванушка-дурачек вышел из котла красивым и умным".

home