стр. 22
Брик.
"НЕ В ТЕАТРЕ, А В КЛУБЕ!"
Театр бьется в своей коробке и не может из нее вылезть.
Не помогают никакие конферансье, никакие прохождения через публику, выезды "на местах", злободневные вставки и т. п. вылазки крепко замурованного рампой актера.
Пробовали взрывать "изнутри". Неудачно. Динамитчики-взрыватели добросовестно растрачивали свои запасы динамита, - но результат получился неожиданный:
Вместо взрыва - блестящий фейерверк во славу все той же театральной твердыни (см. "Лес" Мейерхольда, "Гроза" Таирова и пр.).
Да надо ли взрывать театр? Пусть стоит архивным памятником искусства и старины.
Новая театральность сформируется без него и вне его, - не в специальных театральных коробках, а в гуще зрителей, - в клубе!
Конечно, не на старых клубных сценах, тужащихся подразить "настоящим" театрам, а в наших новых клубах свободных от актрадиций.
Здесь нет пьес, - одни сценарии.
Не злободневные вставки, а насквозь злободневный текст.
Не "общение" актера с народом, а кровная связь.
Не пришпиливание агит-флажков, а единое агит-задание.
Не казуистическая мотивировка, чем полезен народу Островский, а ясный утилитаризм.
Не бутафория, а реальность.
Не потешные огни неудачливых взрывателей, а живой огонь современной театральности.
У нового клуба есть союзники в театральном мире. Это цирк и эстрада.
У них то, что ему надо.
Их же живой водой собирается омолаживаться и театральный старец.
Но, - помните? в сказке:
"Прыгнул царь в котел и сварился.
А иванушка-дурачек вышел из котла красивым и умным".