стр. 219
Под рубрикой: "ФАКТЫ."
Вхутемаска.
ЛЕВАЯ МЕТАФИЗИКА.
Ни одна из мастерских Вхутемаса не находится в таком безнадежном тупике, как левые объединенные архитектурные мастерские.
Они возникли несколько лет назад, как законный протест против старой архитектуры. Стало ясно, что архитектура стиля, орнамента и фасада негодна, - надо создавать новые архитектурные формы, близкие новому быту, назначению здания и производству. Все внимание и напряжение новых строителей должно концентрироваться на утилитарности постройки, на выработке культурного отношения к зданию, как к объему, связанному пространственным отношением с окружающими постройками.
Что же делает левая архитектурная мастерская в настоящий момент?
Отвлеченные, никому ненужные вещи.
Руководители (Лодовский, Докучаев, Крицкий) увлечены "метафизикой"; все задания проникнуты величайшим отвлечением от жизни, даже так-называемые производственные, до такой степени оторваны от производства, что страшно за студентов, занимающихся этой ерундой.
Вот краткий обзор текущих работ мастерской:
Отвлеченное задание на пространство. Требуется на двух, расположенных рядом, пространственных участках А и Б, равных по площади оснований, зрительно (!) растянуть (?) одно пространство и сжать (?) другое путем установки плоскостей, объемов, троссов, графических линий на плоскостях и т. д.
В задании есть и "точка отсчета", и "направление лучей света", и "выявление", и "смятие" углов, и "масштабность".
На последнем осмотре этой работы все макеты производят удручающее впечатление своей абсолютной никчемностью. Свежий человек, пришедший в мастерскую, невольно задает вопрос: какое же отношение к архитектуре имеют эти штучки?
В своем эстетическом увлечении абстракцией руководители упустили, что в настоящий момент надо давать студентам максимум знаний в производственных постройках.
Вот "производственные" задания.
Студентам первокурсникам задают проект башен для выработки щелочи; постройка совершенно незнакомая учащимся и, благодаря этому, в представлении студентов такая же абстрактная, как любое из отвлеченных заданий.
Дальше - отвлеченная конструкция балки, укрепленной двумя концами на неподвижных основаниях; требуется графически (?), путем комбинаций выступов на балке, показать (?) прогиб ее.
Это уже из области молекулярной архитектуры; где и когда при реальной постройке придется этим заниматься?
Наконец, задание "чисто производственное": проект ресторана на берегу южного моря, расположенного терассами в три яруса под гранитной скалой с уклоном в 45°; на скале - площадка для аэро и авто, под рестораном и скалой на берегу - пристань.
Кажется, если-бы и пришла острая необходимость строить ресторан под такой неудобной, висячей скалой, чего-бы проще взорвать эту скалу и строить, чем долбить в ней сложные укрепления для балок, поддерживающих висящее здание, ни много ни мало как в три этажа.
Указанных заданий достаточно.
Дальше так продолжать нельзя, надо кричать о переходе к реальному строительству.
Любая остановка трамвая, дом или будка в новой, конструктивной, трактовке ценнее для студентов, чем все эти и абстрактные и лже-производственные задания. Багаж знаний и опыта, вынесенный студентами из объединенных арх. мастерских в области радио-мачт, висячих ресторанов, авио-складов, явно несоответствует тому, что большинству из них придется применять в практической жизни.
стр. 220
Необходим новый, серьезный сдвиг в сторону производственной архитектуры от эстетно-живописного смакования углов, объемов и пространства.
Подлинная левизна не в "метафизике", а в производственной целесообразности.