стр. 287
А. Конторович.
Caillaux. "Ou va la France, ou va l'Europe?" ("Куда идет Франция, куда идет Европа?"). Paris 1921.
Радикал, бывший министр, обвиненный во время войны в сношениях с немцами и посаженный по этому обвинению в тюрьму, Кайо, в своей книге, бросает вызов крайним элементам французского национализма, равно как и мирового империализма вообще. В настоящее время, полагает Кайо, перед Европой - одна дилемма: или полнейшее варварство и нищета (по этому пути толкают ее нынешние господа положения, в частности французские политики) или реконструкция настолько глубокая, что для описания ее Кайо считает возможным прибегнуть к слову "революция". Кайо дает в своей книге картину современной Европы, разъединенной, обнищавшей, "балканизированной". Предвидя будущие войны, каждое государство стремится к экономической
стр. 288
замкнутости, к независимости от соседей. Повсюду господствует мания продавать, не покупая. Франция, в частности, ухватилась за протекционизм; ее фискальная политика так плоха, что за два года она не обновила ни одного торгового договора. Во внутренних делах повсюду - и в особенности во Франции - правит плутократия; банки контролируют прессу, а пресса давит на палату. Инфляция, дезорганизованные бюджеты - такова обычная картина финансового положения. Там, где оно улучшается - это происходит за счет косвенных налогов, всей своей тяжестью падающих на беднейшие классы населения. Повсюду демократия подавлена и придавлена. Наблюдается огромный рост трестов. Колоссальные организации, вроде Стиннесовской, не только накладывают свои лапы на уголь, сталь или электрическую энергию, но подготовляют полнейшее порабощение общественного мнения путем бумажных картелей, проникновения в издательское дело и содержания сотен газет.
Кайо с некоторыми оговорками "принимает марксистское понимание истории". Европейский капитализм движется по пути вертикальной концентрации. Это угрожает нашему континенту полнейшим рабством. Повсюду идет нападение на демократию и демократические принципы. В поисках выхода Кайо анализирует различные рецепты. Он отбрасывает коммунизм. Точно также он не согласен с идеей Ратенау - идеей треста, контролируемого государством - отчасти вследствие своей нелюбви к регламентации экономической жизни вообще, отчасти потому, что, как он полагает, в смешанном управлении магнаты капитализма окажутся для представителей государства и рабочих непосильными противниками. В качестве радикального интеллигента, Кайо предлагает свой собственный весьма эклектический план, который начинается с свободной торговли и экономического интернационализма и приводит к несколько видоизмененному гильдейскому социализму. Он предлагает совместить идею советов (прямое профессиональное представительство) с политической парламентской системой. Он требует далее налога на капитал, контроля над предприятием со стороны всей совокупности его рабочих и служащих, начиная с директора и кончая поденщиком, и принимает также идею ограничения прибыли определенным, фиксированным процентом.
Характерное свойство книги - противоречие объективного реализма оценки современного положения Европы и слишком очевидного наивно-эклектического и фантастического идеализма предлагаемых лекарств. В этой последней части Кайо обнаруживает, что Маркс, которого он "принял" впервой, не принес ему особенной пользы и не прояснил его понимания.