стр. 27
РАЗВАЛ ВХУТЕМАСА
Докладная записка о положении Высших Художественно-Технических Мастерских.
Идеологический и организационный развал Вхутемаса - совершившийся факт.
Единственное в Советской России Высшее Художественное Училище влачит жалкое существование, оторванное от идеологических и практических заданий сегоднешнего дня и грядущей пролетарской культуры.
Производственные факультеты пусты. Машины распродаются или сдаются в аренду. Штаты сокращаются.
Зато пышным цветом распускаются всевозможные индивидуальные живописные и скульптурные мастерские второстепенных и третьестепенных художников-станковистов.
Графический факультет, один из важнейших в ряду производственных, выделен особо и приравнен к факультетам "чистого" искусства, при чем главный упор на кустарные, ручные (т.-н. "творческие") отрасли - офорт, гравюра, а массовые, машинные, современные работы - в загоне.
Основное отделение, где идет первоначальная подготовка учащейся молодежи, целиком в руках "чистовиков"-станковистов, от передвижников до сезанистов. Ни о каком производстве и речи нет. Никакими социальными заданиями и не пахнет. Ни плаката, ни каррикатуры, ни социальной сатиры, ни бытового гротеска, - одна вневременная, внепространственная, внепартийная "чистая", "святая" живопись и скульптура, со своими пейзажами, натюрмортами и голыми натурщицами.
Рабфак в таком же положении.
Скудные средства, отпускаемые ВХУТЕМАСУ, целиком уходят на содержание этой паразитической "чистоты" и "святости" - на содержание громадного штата идеологически вредных и художественно отсталых "чистовиков", на оплату голой натуры, на отопление "натурных классов".
Педагогический метод воскрешает, казалось бы, давно забытые времена Школы Живописи и Ваяния и Строгановки. Та же живопись, рисование и лепка; та же "компановка" и "стилизация".
Ново только "мистическое" истолкование художественных законов, практикуемое кучкой художников-мистиков со священником Флоренским во главе.
стр. 28
Никаких практических заданий Вхутемас не выполняет. Никакого участия в художественной жизни страны не принимает. Нет связи ни с заводами, ни с хозяйственными органами, ни с полит-просветительными центрами, ни с издательствами, ни с какими другими социальными потребителями художественного труда.
Вся установка на мещанский, квартирный спрос, на "картинки", на колечки, на вышивки гладью.
Сведены на нет все завоевания пролетарской революции в области художественной идеологии, художественного труда и педагогики.
Необходимы решительные, срочные меры.
Необходимо:
1. Значительно сократить "чистую" половину Вхутемаса и расширить производственную.
2. Создать объединение индустриальных факультетов, включив в него и графический.
3. Реорганизовать графический факультет, выкинув из него всю "мистику" и кустарщину.
4. Поставить на живописном факультете преподавание социальных видов изобразительного искусства: плакат, каррикатура, иллюстрация, бытовой гротеск, шарж, сатира.
5. Ввести в программу Рабфака и Основного Отделения обязательное преподавание основных производственных дисциплин.
6. Связать Вхутемас с центрами Государственного хозяйства и полит-просвещения.
7. Организовать в Вхутемасе планомерный прием заказов на выполнение практических художественных заданий.
8. Уравнять производственников с "чистовиками" в дипломных правах, дав им звание инженера-художника.
Мы, нижеподписавшиеся, члены "ИНХУКА", шесть лет борющиеся за создание основ пролетарской художественной культуры, обращаемся ко всем, кому не безразличны судьбы единственной в мире цитадели этой грядущей пролетарской художественной культуры, с предложением поддержать нас в нашей борьбе против ожившей в стенах ВХУТЕМАСА художественной реакции.
Председатель "ИНХУКА" О. М. Брик.
Члены "ИНХУКА": Родченко, Ант. Лавинский, Николай
Тарабукин, Варв. Степанова, А. Веснин,
А. Бабичев, Л. Попова, Г. Стенберг,
В. Стенберг, К. Медунецкий.