стр. 282
А. Конторович.
Sidney and Beatrice Webb. "The Consumer's Cooperative Movement" ("Потребительская кооперация"). Издание Longman. 1921 г.
Почти тридцать лет тому назад Беатриса Вебб (тогда еще мисс Пойнтер) выпустила свою небольшую книжку об английском кооперативном движении, в которой намечала линии его последующего развития и приводила его в связь с другими формами рабочего движения. Только что вышедший труд супругов Вебб с удовлетворением констатирует правильность анализа того времени, подкрепленную тремя десятилетиями практики и опыта.
Новая книга Веббов посвящена детальному рассмотрению современного состояния и перспектив английской потребительской кооперации, которая в настоящее время снабжает 3/7 населения Англии (эти 3/7 населения покупают в кооперативах 1/2 всего их продовольствия и 1/10 остальных предметов хозяйства), которое включает в себе 1.379 потребительских обществ, с общим числом членов в 4,5 милл. человек, и с капиталом свыше 86.000.000 ф. стр. Но цифровой и фактический
стр. 283
материал при всем своем богатстве и детальности отнюдь не загромождает книгу и не нарушает цельности теоретического анализа, в ней содержащегося. Авторы с особенным вниманием останавливаются на вопросе о том, какое место должна занять кооперация в общей схеме прогрессивного общества, в частности, каковы ее взаимоотношения с тред-юнионизмом, с государственным и муниципальным социализмом, наконец - с производственной кооперацией.
В отношении последней Веббы указывают на существование некоторого внутреннего конфликта между потребительской и производственной кооперацией. Та и другая исходят из разных предпосылок о значении производителя и потребителя. Преимущество, по мнению Веббов, должно быть отдано потребительской кооперации. В конечном счете, полагают авторы, всякая прибыль создается за счет потребителя, поэтому именно организации потребителей в силах создать такое положение, при котором прибыль будет вовсе изгнана из экономической системы. К тому же цели производственной кооперации достигаются и другими путями - гильдейским социализмом, системой compartenship'a и т. д. Далее авторы указывают на конфликты, которые долгое время происходили между потребительскими обществами и их наемными служащими и рабочими. Прошло много времени, пока первые согласились предоставить последним некоторое участие в контроле и представительство в правлениях. Необходимо выработать такой порядок, при котором интересы труда были бы в достаточной мере ограждены, но в конечном счете собственность, руководство и управление принадлежали бы организованному потребителю.
По мнению Веббов в будущем, как и в настоящем, кооперации предстоит разделить экономическую власть с государством и муниципалитетом - с одной стороны, с частной инициативой - с другой. Известные отрасли хозяйства должны быть монополизированы в руках государства и общин. С другой стороны широкое поле деятельности останется в распоряжении частного капитала, который будет владеть всеми теми отраслями экономической жизни, в которых наибольшее значение имеет личный стимул, риск, индивидуальная приспособляемость. "Важнейшей из таких отраслей является сельское хозяйство, которое еще долго будет находиться в частных руках, хотя нет причин, почему, собственно, рано или поздно и оно не сможет быть организовано на потребительско-кооперативных началах".
Грядущему торжествующему развитию кооперации не препятствует и то обстоятельство, что Англия находится в сильной зависимости от внешней торговли. Еще до войны оптовые кооперативные общества разных стран вступали друг с другом в торговые сношения, в настоящее время эти сношения возможны на еще более широком базисе. В связи с этим предстоит развитие кооперативного, финансового и банковского дела. Кооперативная внешняя торговля явится могущественным двигателем по пути сближения между народами.
В настоящее время, констатируют авторы, ни один экономический орган не может не вмешиваться в политику. За последние годы кооперация сильно страдала от действий различных налоговых и судебных властей. В результате среди кооператоров возникла даже мысль о создании своей собственной, кооперативной политической партии. Но Веббы против этой идеи и предлагают взамен этого, чтобы каждое потребительское общество организовало у себя политическую секцию, которая должна примкнуть к местному отделению рабочей партии.