стр. 168

     С. Т.

     ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД.

     2-го апреля был в Большом актеатре юбилей Мейерхольда.
     Юбилей?
     Пожалуй это больше походило на дерзкий абордаж старой шаланды Большого театра, отрядом революционных партизан искусства. "Сарынь на кичку!"
     Тем более похоже, что сам Большой театр-то воспринял это вторжение "чумазого" юбиляра в свои "священные" стены злобным бойкотом и саботажем.
     Тот же бойкот был поддержан и обычными для Большого театра прихожанами партера и лож, которые не пришли на осквернение своего храма.
     Большой театр в этот день был сплошной галеркой и лишь отдельные вкрапленные в него любители сильных ощущений, подавали свой негодующий писк в особо ущемляющие их аквкусы моменты.
     Запомнились выкрики:

          Вандалы! Долой! Фььью!

     когда были произнесены строки коммуниста - турка поэта Назима:

          "Большой театр
          великолепный элеватор для ржи,
          гардеробы отдайте Гум'у,
          шелк декораций -
          на юбки крестьянским девкам!"

     и когда в приветствии Мастерской Мейерхольда прозвучала фраза о - "петухах и курах обывательского курятника и цепных псах вчерашних ошметков".
     Юбилей?
     В юбилеях есть нечто успокоенное. Полная ретроспекция. Все в прошлом. Золотая свадьба с платоническим вздохом о медовом месяце.
     Такой подход несомненно был у "солидной" части, приветствовавшей в этот день Мейерхольда, для которой был ценен не Мейерхольд последних пяти лет с огромной потенцией дальнейших продвижек, но Мейерхольд прежних этапов.
     Для большинства же пришедшего на "праздник мейерхольдовщины" это был не юбилей, но момент ставимого в упор вопроса: "Товарищ! Хватает ли сил и энергии, чтоб итти дальше? Вот наша рука!"

стр. 169

     И эту руку, крепкую как железо, протянула декларатору театрального Октября Красная Армия, Молодежь и та кружково-театральная в толще пролетарских масс осуществляемая работа, которая идет под флагом Мейерхольдовщины, те подводные лодки театра, которым суждено взорвать фрегаты эскадры АК.
     В день юбилея Мейерхольд сделал смотр не только сводной роте Мосгарнизона, но и всей активной молодежи, за которой будущее уже потому, что она - молодежь, и вдвойне потому, что она - молодежь РСФСР.
     Сил на переферии довольно, сочувствия и активной симпатии тоже. Товарищеская спайка Мейерхольда с будущей Россией подчеркнута резкой красной линией.
     Она свою верность Мейерхольду декларировала.
     Очередь за ним в его дальнейшей работе.
     Дальнейший бой за разрешение "отображательных театральных иллюзий" вот имя превращения сценической площадки в агитпропагтрибуну.
     Превращение актера - лицедея, в оборудованного в смысле слова в движения действенника, практическое место приложения которого, выходит за пределы театральной площадки, в организатора выразительных движений массы.
     Превращение аудитории из случайного скопища в устойчивый коллектив, взаимодействующий со сценой. Перенос внимания с чисто повествовательной стороны спектакля к методам его конструктирования, к изобретению совершенных форм организации толпы в сотрудничающий коллектив.
     Воспитание неугасимой любви к коммунистическому будущему и острой не идущей ни на какие сделки ненависти к тому прошлому, которое и сейчас, в нэп тиной идеализма, авторитарности и фетишизма, заволакивает волю пассивностью.
     Игнорирование легко-усвояемых продуктов театрального производства, чтоб на манной кашке легкого овладения по накатанным колеям шаблонов не ступились острые зубы пролетариата, которым впереди еще много работы по загрызанию на смерть врагов.
     Эти положения объявлены мастерской Мейерхольда, их же, пробивая толщу театральных привычек, несут мейерхольдовцы в кружки и студии.
     Юбилей - великолепное предостережение всем, которые думают, что можно сломить упорство революционера искусства захвалом или задразниванием.
     На юбилее Мейерхольд получил великолепный оклик молодежи - "веди дальше - мы с тобой".
     Это - самое ценное.
     Это значит, что молодые мозги еще не ушли в умиленное поклонение чудотворческим мощам старинки.
     Это значит, что революция продолжается.

home