стр. 243

     Б. Арватов.

     АЛЕКСЕЙ ГАСТЕВ. "ПАЧКА ОРДЕРОВ", РИГА 1921 Г.

     Происходящая в настоящее время революция в искусстве характеризуется прежде всего полным разгромом самоцельных эстетических форм, противопоставленных действительности. Картина равняется по плакату; театр превращается в фабрику квалифицированного человека; художники-беспредметники переходят на производство и т. д. В поэзии этот процесс выражается в том, что формы живого практического языка вторгаются в художественную композицию и подчиняют ее себе. Поэт либо становится формовщиком слова (Хлебников, Крученых), либо вбирает в свои произведения язык улицы, ораторский и разговорный языки (Маяковский) и т. д. Так происходит социализация поэтических форм, а вместе с ней уничтожается вековая грань между искусством и жизнью: поэт начинает говорить на социально-активном языке во имя социального дела. В этом смысле гастевская "Пачка Ордеров" является симптоматичным и необычайно важным произведением наиболее передового пролетарского поэта.
     Самое существенное, что приходится отметить, это вне-канонизированную композицию всей вещи в целом. "Пачка" - не стихи, и даже не стихи в прозе; литературная форма "Пачки" не имеет родоначальников в искусстве, лишена эстетической традиции и уже по одному этому не может опираться на каноны поэтического, выделенного из жизни языка.
     Гастев прибег к другому, самостоятельному и впервые им использованному методу организации целостной литературной композиции: он взял за образец существующие приемы практического языка, а именно языка технического и отчасти военного.
     Все произведение состоит из десяти "ордеров", копирующих заводские письменные распоряжения (ордер 01, ордер 02 и т. д.). Каждый ордер состоит из ряда строк с разным количеством слогов; каждая строка включает в себя одно полное предложение. Напр.:

стр. 244

               Ордер 04.
          Призмы домов.
          Пачка в двадцать кварталов.
          В пресс ее.
          Сплющить в параллелограмм.
          Зажать до 30 градусов.
          На червяки и колеса.
          Квартало-танк,
          Движение диагональю.
          Резать улицы не содрогаясь.
          Лишние тысячи калорий работникам.

     Анализ языка "Пачки" показывает, что здесь перед нами не изобразительная, внешняя подражательность, а систематическое проведение единого и сознательного метода.
     Начиная с полного отсутствия придаточных, продолжая чрезвычайной краткостью и лаконичностью речи, наконец, кончая формой повелительных наклонений, построенных в большинстве случаев на инфинитиве или даже просто подразумеваемых, мы видим курс на полную современность композиции, конденсирующей не только военно-заводские формы, но и формы газет, реклам, радио-телеграмм и т. д.
     См. напр.:

          1) Поверки линий - залп.
          2) Пауза.
             Заряд внимания.
             Подача.
             Включить.
             Самоход.
             Стой.
          3) Поднять температуру.
             Повысить на десять десятых градуса и т. д.

     Этому соответствует и словарный материал "Пачки", совершенно необычайный до сих пор в искусстве: манометр, миллиметр, хронометр, подача, операция Б, девять десятых, призма, паралеллограмм, диагональ, калория, геометрия, логарифмы, тонна, нормализация, коммутатор, плоскость, куб, ось, конденсация, микро-атом, молекула, шприц, магистраль, игрек-лучи, ориентировка, азотировать, кислородить, инженерить, включить, выключить и т. д.
     Тематически вся "Пачка" представляет собою ряд обособленных приказов, сгруппированных и расположенных по принципу наростания действия и временно-пространственного захвата; начальная строка:

          Сорок тысяч, в шеренгу.

     Конечные:

          Отрапортовать: шестьсот городов - выдержка пробы.
          Двадцать городов задохлись, - в брак.

     Естественно, что техницизм Гастева сказался в "Пачке" не просто полным отсутствием эмоционального пафоса (ни одного восклицательного знака), но и идеологически. По адресу эстетов и всех прочих Гастев пишет:

          Инженерьте обывателей.
          Загнать им геометрию в шею.
          Логарифмы им в жесты.
          Опакостить их романтику.
          Тонны негодования.
          Нормализация слова от полюса к полюсу.
          Фразы по десятичной системе.
          Котельное предприятие речей.
          Уничтожить словесность.
          Огортанить тоннели.

стр. 245

     В полной гармонии со своим художественно-производственным мировоззрением Гастев и организует существующий языковый материал и пробует изобретать новый. См., напр., его неологизм: мозго-машины, кино-глаза, электро-нервы, артерио-насосы, трудо-аттаки-экстра. Правда, это еще не обработка слова, а комбинации скорее семантического, чем морфологического характера. Но и такая эстетизация буржуазных фетишей, несмотря на ее примитивность, не может не быть приветствуема.
     Гастев порвал с эстетическими канонами прошлого и оперся на современную социальную практику. В этом основное значение "Пачки Ордеров".

home