стр. 213
О. М. Брик
Т. Н. "ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД"
"Опояз" и его т. наз. "формальный метод" стал пугалом для литераторствующих попов и попиков. Дерзкая попытка подойти к поэтическим иконам с научной точки зрения вызвала бурное негодование. Образовалась "лига борьбы с формальным методом", - верней "борьбы с изъятием поэтических ценностей".
Не стоило бы говорить, если бы среди "борцов" не оказалось нескольких подмоченных, но все-таки марксистов. Это заставляет объясниться.
"Опояз" полагает, что нет поэтов и литераторов, - есть поэзия и литература. Все, что пишет поэт значимо, как часть его работы в общем деле, - и совершенно бесценно, как выявление его "я". Если поэтическое произведение может быть понято, как "человеческий документ", как запись из дневника, - оно интересно автору, его жене, родным, знакомым и маньякам типа страстно ищущих ответа на "курил ли Пушкин?" - никому больше.
Поэт - мастер своего дела. И только. Но чтобы быть хорошим мастером, надо знать потребности тех, на кого работаешь, надо жить с ними одной жизнью. Иначе работа не пойдет, не пригодится.
Социальная роль поэта не может быть понята из анализа его индивидуальных качеств и навыков. Необходимо массовое изучение приемов поэтического ремесла, их отличия от смежных областей человеческого труда, законы их исторического развития. Пушкин не создатель школы, а только ее глава. Не будь Пушкина, "Евгений Онегин" все равно был бы написан. Америка была бы открыта и без Колумба.
стр. 214
У нас нет истории литературы. Есть история "генералов" от литературы. "Опояз" даст возможность эту историю написать.
Поэт - мастер слова, речетворец, обслуживающий свой класс, свою социальную группу. О чем писать, - подсказывает ему потребитель. Поэты не выдумывают тем, они берут их из окружающей среды.
Работа поэта начинается с обработки темы, с нахождения для нее соответствующей словесной формы.
Изучать поэзию - значит изучать законы этой словесной обработки. История поэзии - история развития приемов словесного оформления.
Почему брали поэты именно эти, а не другие темы, объясняется их принадлежностью к той или иной социальной группе, и никакого отношения к их поэтической работе не имеет. Это важно для биографии поэта, но история поэзии - не книга "житий", не должна быть таковой.
Почему пользовались поэты в обработке тем именно этими, а не другими приемами, чем вызвано появление нового приема, как отмирает старый, - вот это подлежит самому тщательному исследованию научной поэтики.
"Опояз" отмежевывает свою работу от работы смежных научных дисциплин не для того, чтобы уйти "от мира сего", а для того, чтобы по всей чистоте поставить и расширить ряд насущнейших проблем литературной деятельности человека.
"Опояз" изучает законы поэтического производства. Кто смеет ему в этом мешать?
Что дает "Опояз" пролетарскому культстроительству?
1. Научную систему вместо хаотического накопления фактов и личных мнений.
2. Социальную расценку творческих личностей вместо идолопоклоннического истолкования "языка богов".
3. Познание законов производства вместо "мистического" проникновения в "тайны" творчества.
"Опояз" лучший воспитатель литературной пролетарской молодежи.
Пролет-поэты все еще больны жаждой "самовыявления". Они ежеминутно отрываются от своего класса. Они не хотят быть просто пролет-поэтами. Они ищут "космических", "планетарных" или "глубинных" тем. Им кажется, что тематически поэт должен выскочить из своей среды, - что только тогда он выявит себя и создаст - "вечное".
"Опояз" докажет им, что все великое создано в ответ на запросы дня, что "вечное" сейчас, тогда было злободневно, и что не себя выявляет великий поэт, а только выполняет социальный заказ.
стр. 215
"Опояз" поможет товарищам пролет-поэтам преодолеть традиции буржуазной литературы, научно доказав их мертвенность и контр-революционность.
"Опояз" придет на помощь пролетарскому творчеству не туманными разговорчиками о "пролетарском духе" и "коммунистическом сознании", а точными техническими знаниями приемов современного поэтического творчества.
"Опояз" - могильщик поэтической идеалистики. Бороться с ним бесполезно. А марксистам тем паче.