стр. 1

     А. Маширов-Самобытник.

     К РАЗВИТИЮ ПРОЛЕТАРСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

     Пролетарская литература, пролетарское искусство вовсе не являются, как думают некоторые критики, какими-то беспочвенными попытками создать какую-то особенную "тепличную" культуру, которая не может выносить легкого проникновения свежего вольного ветра жизни. Все, кто так думают, просто игнорируют самые очевидные исторические факты, да по существу и не отрицают их, а просто путаются в противоречиях, споря больше о том, как использовать эти "зародыши" пролетарского искусства путем ли огосударствления их или путем содействия естественному росту этих зародышей. Нам думается, что второй путь более целесообразен, чем первый. Всякое искусство, втиснутое в государственные рамки, неизбежно должно притти или к умиранию и застою, или сделаться тепличным, привелигированным искусством, т.-е. тем самым которое отрицают сами противники пролетарского искусства. Пролетарское искусство вышло из идеологических потребностей рабочего класса, оно зародилось в процессе ожесточенной борьбы поднимающегося пролетариата с господствующей буржуазией и сразу же стало само орудием классовой борьбы. В своем развитии оно не только боролось с внешними препятствиями, которые мешали ему развиваться как искусству, но было и орудием нападения на буржуазную идеологию. Буржуазная литература вовсе была не так пассивна, наоборот, она всеми средствами старалась отравить рабочий класс. Достаточно вспомнить всю религиозно-философскую порнографическую литературу эпохи реакции после 1906 года, чтобы ясно ответить на вопрос, могла ли эта, зараженная буржуазным ядом, литература удовлетворить рабочий класс. Понятно, что пока рабочий класс не осознал себя как политическую силу, до тех пор не могла появиться и мысль о пролетарском искусстве. Но уже в 90-х годах первые рабочие стачки возвестили о политической зрелости рабочего класса и те же стачки возвестили о зарождении пролетарской интеллигенции.
     Пролетарское искусство, как наиболее сложная форма человеческого опыта, могло подняться на определенную высоту только тогда, когда пролетариат уже успел завоевать некоторое право на свое духовное творчество.
     Только после 1906 года в первых рабочих клубах и обществах стали создаваться организованные ячейки пролетарского искусства и в этих ячейках получило свое дальнейшее воспитание под критическим надзором самого рабочего класса. Как пример, наиболее высшим типом такой ячейки у питерских рабочих можно привести Народный дом бывш. графини Паниной. Там уже в начале 1908 года существовал хорошо организованный литературно-музыкальный кружок из фабрично-заводских рабочих, в том кружке пролетарские поэты выковывали и вырабатывали технику художественного творчества. По данным, которые сохранили подпольные товарищи, деятели этого кружка, можно видеть некоторые результаты художественно-литературной деятельности этой ячейки. Так членами этого

стр. 2

кружка, которые были исключительно рабочие, были за 1910 год прочитаны рефераты: о Белинском, Гоголе, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Горьком и Достоевском. Выступали с публичным чтением в этом доме 10 товарищей-рабочих. Кроме того для воздействия на всю остальную массу учащихся было устроено несколько закрытых вечеров и там делались такие, например, доклады: как "народничество и марксизм", и проч. Особенно ценным собранием был вечер, устроенный этим кружком в память столетия со дня рождения В. Г. Белинского, биография которого и оценка его деятельности была изложена в присутствии почти 100 человек пишущим эти строки. В одной из комнат, недоступных для глаз постороннего посетителя был поставлен бюст Белинского, украшенный живыми цветами. Каждому товарищу была роздана программа вечера, украшенная портретом Белинского, отпечатанном на гектографе. А при выходе каждому участнику раздавались букеты живых цветов. Собранием были собраны деньги на покупку венка и выбран делегат для возложения этого венка на могилу Белинского. Рабочий класс и в подполье умел эстетично устраивать свои вечера: на этом же вечере были прочитаны несколько стихотворений, посвященных Белинскому планами литературно-художественного кружка. Впоследствии этим кружком стали издаваться рукописные журналы, которых к 1913 году насчитывались 4, из них наиболее известен "Проснувшаяся Мысль" с тиражем 400 экземпляров. Такие литературные кружки, но гораздо меньше размером существовали и в других обществах, но основным и главным оставался кружок Народного дома гр. Паниной. Эпоха "Звезды" и "Правды" должна была дать практический выход литературно-художественным силам пролетариата, но к этой эпохе они были уже сравнительно приготовлены. Были попытки самостоятельного литературного издательства, в результате которого вышли три книжки "Наших песен" в 1912 году. Это первые сборники пролетарской поэзии. Но только рабочие газеты дали возможность ярко выявиться рабочей поэзии. Не буду долго останавливаться на этой полосе развития пролетарского творчества, результаты которой всем известны, скажу лишь только, что эта эпоха поставила ребром вопрос о возможности пролетарской художественной литературы и сумела заинтересовать все художественные группировки. В 1913 году первый камень пролетарского творчества - это сборник пролетарских писателей, изданный А. М. Горьким, который в это время принимал самое активное участие в деле помощи пролетарским писателям. Здесь нет места остановиться на любопытном эпизоде появления этого сборника, замечу только, что было два нелегальных собрания рабочих писателей и одно на квартире А. М. Горького. Здесь произошла первая встреча пролетарских писателей с знаменитым художником. А. М. Горький тогда уже настолько верил в возможность пролетарского искусства, что в предисловии к сборнику поместил следующие слова: "я крепко убежден, что пролетариат может создать свою художественную литературу, как он создал с великим трудом и огромными жертвами свою ежедневную прессу".
     И его предсказанья оправдались, в 1917 г. впервые была создана организация пролетарских писателей, а их литература сделалась авангардом всей русской художественной литературы.

home