стр. 39

     И. Пчелинцев.

     Илья Садофьев. Окровавленная лестница. Рассказы. Изд. Петроградского Пролеткульта 1920 г.
     Крайский. То, что было... Рассказы. Изд. Петроградского Пролеткульта 1921 г.
     Веснина. Завидное житье. Рассказы. "Малые Маяки" Рассказы. Изд. Петроградского Пролеткульта 1921 г.
     Автор первой книги, видимо переоценивает свои силы. Чтобы взять на себя задачу нарисовать хотя бы несколько ступеней "окровавленной лестницы", по которой пролетариат с муками восходил к дверям "Светлого Грядущего", нужно быть большим художником. Но Садофьев, художник еще молодой, неокрепший, решился. Отсюда претенциозность заглавия, которое к тому же случайно: оно могло пойти и к сборнику А. Крайского и ко всякому сборнику рассказов пролетарского беллетриста, стоит только расположить в нем рассказы хронологически по содержанию.
     Сборник, заключающий 8 рассказов, разбит на три отдела. "Околевшее", т.е. прошлое (два рассказа), "Перед светом", т.е. перед Революцией (3 рассказа), "У дверей Грядущего" (3 рассказа). Эта хронологичность - единственное, что оправдывает название лестницы. Из пяти рассказов, 2-х первых отделов, 4 однообразны в выборе внешней фабулы: во всех 4 рассказывается про гнет мастера, выбирающего кого-либо из рабочих жертвой.
     Садофьев, вопреки совету Чехова, - "садиться писать нужно, когда чувствуешь себя холодным, как лед", видимо, писал, будучи горячим, отчего некоторые рассказы отдают тенденциозностью.
     Таковы, напр. рассказы цикла "У дверей Грядущего". Слог у Садофьева неровный, требует шлифовки. Попадаются такие места: "принимая во внимание соображения этого мужика, что вера в Бога спасет старика Демьяна, Головцову хотелось громко, громко крикнуть", и т. д. (Бусурманка). Или: "подростки, как бы издеваясь над жестокостью мороза, на бегу борются, бросают один в другого комками снега, и как бы заражаясь удалью молодежи, старички заметно оживлялись и, казалось, молодели".
     У книги Садофьева есть достоинства: свежесть, искренность чувства,

стр. 40

строгая простота и доступность формы; и несомненно, что рабочему и пролетарски настроенному читателю она будет понятна и близка.
     А. Крайского с Садофьевым роднит та же претенциозность заглавий и, следовательно, та же антихудожественная тенденциозность "не вспомнил" "дождался". В выборе фабулы Крайский разнообразнее, но ее внешняя занятность при отсутствии глубины содержания - не удовлетворяет. "Письмо", "Никогда не поймете".
     Недурен рассказ "Осенний лист", дышащий тонким душевным лиризмом. Слог у Крайского живее, легче, чем у Садофьева, но не всегда серьезен и прост, как у последнего.
     А. Веснину трудно сравнить с Садофьевым и Крайским: ее соседство с ними в рецензии резче оттеняет ее достоинства. В Весниной чувствуется свежесть молодого дарования. Тонкое художественное чутье сочетается с глубиной содержания. Веснина постигла приемы художественного слова не извне, а изнутри, отчего ее рассказы являются стройным синтезом содержания и формы.
     В первой книге следует отметить, как наиболее удавшиеся рассказы "Лебедь" и "Отец". А. Веснина подошла к той грани, за которой сила психологического проникновения должна поставить ее перед необходимостью создания новых, еще более глубоких образов. Исключительное внимание уделяет автор пролетарским детям. В рассказах первой книги "Лебедь" "Не слуга", "Сбруя" они являются фоном, а в рассказах 2-ой центром внимания. Перед читателем проходит ряд детей нужды, улицы с их характерной психологией, на которой запечатлелись особенности их социальной природы: выносливость, раннее знакомство с жизнью и, следовательно, раннее развитие, сила воли и проникающий все существо оптимизм.
     И каким резким контрастом стоит на его фоне изнеженное, избалованное, тепличное, безвольное дитя богатства, роскоши - сын миллионера Вася Беляев (рассказ "Завидное Житье"). Каждая строчка дышит неподдельной искренней любовью к маленьким героям и героиням. Как недостаток, отметим у Весниной налет тенденциозности, чувствующийся в рассказах "Малые Маяки" и "Летатель". Верится - автор изживет этот случайный в ее творчестве недостаток.

home