стр. 31

     ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ.

     Уважаемые товарищи!

     Прошу дать место в вашем журнале следующим строкам:
     В N 13-14 издания "Пролетарская Культура" помещена рецензия т. О. М. Брика на мою книгу "Наука о стихе". Не в моих привычках отвечать на рецензии. Но одно утверждение данной заметки не могу оставить без ответа. Т. Брик пишет: "Книга Брюсова вредна. Пусть пролетарские поэты не ломают голову над ней. В лучшем случае она не даст им ничего, в худшем - собьет их с толку."
     Моя книга предназначена не для поэтов, как пролетарских, так и иных. Я не ставил себе наивной цели теорией стиха учить поэтов писать стихи. Стих есть явление в ряду других явлений и, как таковое, подлежит научному исследованию. Притом именно стих, уже существующий, не тот, который, может быть, возникнет, и тот, которым писали русские поэты "от Ломоносова до наших дней" (насмешливое выражение т. Брика). Рассмотреть законы этого стиха - такова, и только такова, была моя задача. Полагаю, что каждому пролетарскому поэту это становится ясно, как только он берет в руки мою книгу, так что предостережение т. Брика совершенно излишне.
     В заключение - только одно замечание. Желая высмеять мои теории (кстати, - конечно, не мои, а только впервые систематически изложенные мною в применении к русскому стиху), т. Брик насмешливо заявляет, что, по моим методам изречение "останавливаться строго воспрещается" окажется, пожалуй, стихом, и начинает исхищренно выискивать в нем "сочетание анапеста, ямба, амфибрахия и анапеста с дактилическим окончанием". Увы! знатоку теории Вестфаля, каким выставляет себя т. Брик, следовало бы знать, что избранное им "изречение", в метрическом отношении, представляет собою просто 6-стопный хорей, того же типа, как выражение (пример, приводимый Ф. Е. Коршем): "Высочайше утвержденная комиссия", или как былинный стих:

     На корме была беседа, дорог рыбий зуб.

     Валерий Брюсов.

home